22.04.2009 Санкт-Петербург: аудиторы ожидают роста конкуренции Аудиторские компании спрогнозировали, как повлияют на рынок новые правила, прописанные в законе об аудите, вступившем в силу с января этого года. Отношение к новым правилам пока неоднозначное. Участники рынка признают, что закон, с одной стороны, расширяет права и, следовательно, поддерживает представителей малого бизнеса в аудите, с другой - накладывает на всех игроков рынка дополнительные финансовые обязательства. Изменились требования к аудиторским компаниям. Снизилось до трех минимальное количество штатных аудиторов, которым к тому же не запрещено работать по совместительству. Снова появилось требование о 51% аудиторов в числе учредителей и в правлении, но исчезло прямое ограничение для иностранных учредителей. Такое снижение требований к штату направлено на поддержку малого бизнеса в аудите. Важное для оживления рынка изменение - расширение прав индивидуальных аудиторов, которым пусть с некоторыми ограничениями, но возвращено право проводить обязательный аудит. Законодатель заложил в новый закон нормы, поддерживающие малый бизнес и оживляющие конкуренцию на аудиторском рынке. В то же время существенное влияние на развитие малого бизнеса окажут требования саморегулируемых организаций (членские взносы, страхование, взносы в компенсационный фонд, внутренний контроль и т.п.). Саморегулируемые организации могут как развить, так и задушить малый бизнес. Кто будет определять их политику, как они сумеют организовать работу, какими будут их требования к аудиторам, как они сумеют наладить взаимодействие между собой - это сейчас предсказать не может никто. Однако российские аудиторы уже заявили о себе на международном рынке аудиторских услуг, уже сотрудничают с западными аудиторами, и, можно утверждать, сумеют создать работоспособное профессиональное сообщество. По мнению Валерия Бахтина, эксперта компании "Что делать Консалт", любое управленческое решение имеет свои достоинства и недостатки. К числу достоинств саморегулирования следует отнести повышение качества услуг за счет отсечения явных маргиналов - неэффективных компаний и аудиторов "с завязанными глазами", рост требований к уровню профессиональной подготовки аудиторов. Регулирование потенциально может осуществляться людьми, досконально понимающими аудиторский бизнес. К недостаткам следует отнести неизбежную закрытость профессионального цехового сообщества, что затруднит вход в бизнес и ослабит конкуренцию. Возникнет дополнительная финансовая нагрузка на содержание саморегулируемой организации и создание страхового фонда. Все это приведет к росту стоимости услуг и угнетению малого бизнеса. Главный вызов для профессионального сообщества аудиторов - это действительная способность к самоорганизации, активной коллегиальной работе и демократической организации объединения. Иначе административное давление сменится на бюрократический прессинг аппарата саморегулируемой организации. Сергей Цыпляев, директор представительства аудиторско-консультационной группы "Развитие бизнес-систем" в СПб И ЛО, отмечает, что сообщество аудиторов в ближайшие годы ожидает множество сложностей и трудностей, связанных с принятием основного нормативного документа, регламентирующего их деятельность. В первую очередь необходимо сказать о том, что в ближайшее время в связи с принятием нового закона ожидается принятие новых нормативных актов (таких как Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, Положение о Совете по аудиторской деятельности, Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций), а также внесение поправок в некоторые нормативные документы, регулирующие сегодня аудиторскую деятельность (в том числе Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности). Неоднозначное отношение вызывает введение саморегулируемых организаций. Одним из условий возможности их существования является дополнительная имущественная ответственность каждого члена перед потребителями аудиторских услуг посредством формирования компенсационного фонда за счет членских взносов. Среди небольших аудиторских организаций есть опасение, что размер взносов в компенсационный фонд может составить такую сумму, которые они уплатить окажутся не в состоянии. Ряд проблем может возникнуть и в связи с требованиями о введении с 1 января 2011 года единого квалификационного аттестата аудитора, который позволит его владельцу проводить аудит во всех отраслях экономики. По статистике Министерства финансов, только каждый третий претендент на квалификационный аттестат аудитора успешно проходит тестирование и сдает письменные экзамены. Наталья Зайкова, директор ООО "ВИТ-аудит", полагает, что вновь принятый ФЗ № 307 "Об аудиторской деятельности" в какой-то степени может повлиять на рынок аудиторских услуг. Расширение перечня видов деятельности, которыми может заниматься аудиторская организация, и выведение из сферы действия таких видов деятельности, как оценочная деятельность, налоговые консультации, юридическая деятельность, фактически приведут в соответствие существующую ситуацию и законодательство. Большинство аудиторских компаний и так, прямо или опосредованно, занимались оказанием сопутствующих услуг. |