10.04.2009 Девальвация не помогла конкурентоспособности российских товаров Прогнозы властей, что падение национальной валюты приведет к повышению конкурентоспособности российских товаров, не сбываются. Работающая в основном на импортном сырье отечественная промышленность от девальвации только проиграла. Первая крупная известная жертва – «Ижавто». Закупать машинокомплекты для сборки корейской KIA стало нерентабельно. Пять тысяч работников уволены. Аналитики ждут, что будет с ТагАЗом и заводами ОАО «Соллерс», которые тоже работают по аналогичной схеме. «АвтоВАЗ» тоже страдает от падения рубля. У него и до планируемой закупки для «Калины» коробки-автомата до 20% деталей – импортные, так что завод не может не повышать цены на машины. Теперь он одновременно получает госпомощь и повышает цены. Казалось бы, где возможен рывок отечественного производителя после падения рубля, как не в производстве косметики и парфюмерии! Упали доходы населения, наверняка люди обратят свое внимание на отечественные кремы и масла. Но нет. Как была доля отечественных компаний на этом рынке объемом более $9 млрд (1/3), так и остается. И хорошо, что еще не упала. Около 80% сырья, используемого нашими заводами, – тоже импорт. Это значит, что они вынуждены повышать цены на продукцию. При этом иностранные косметические корпорации имеют гораздо большие возможности для регулирования своих цен, чем наши. Потому что среди примерно 150 российских производителей доминируют мелкие производства, которые и до повышения цен на сырье с трудом выходили на прибыль. А теперь, когда кредит на закупку этого сырья получить невозможно, находятся на грани банкротства. Настоящая война разгорается на рынке обуви. Минпромторг РФ предлагает ввести заградительные пошлины на ввоз на российский рынок импортной обуви, повысив ввозную пошлину с 10% до 16%. Российской союз кожевников и обувщиков обратился с открытым письмом к премьер-министру Владимиру Путину, в котором просит увеличить импортные пошлины на все виды готовой обуви. Однако резко против этого выступает Национальный обувной союз, который направил письмо Путину с просьбой не повышать пошлины - потому что российские производители (их около 100 тысяч человек, которые трудятся в основном на средних и малых предприятиях) на 70% используют импортные обувные заготовки и также зависят от зарубежных поставщиков. Они говорят, что девальвация рубля и отсутствие доступа к кредитам уже привели к повышению цен на их продукцию. Но повышение пошлин приведет, по их мнению, только к тому, что на рынок хлынет еще больше нелегальной китайской обуви, а конкурировать с продукцией, в цене которой нет вообще никаких налогов и сборов, невозможно. Вообще, надо учесть, что наши производители конкурируют преимущественно не с товарами из стран зоны евро или доллара, а с китайскими товарами. Китайцы же уже много лет игнорируют все увещевания американцев и искусно поддерживают низкий курс юаня. С такого рода проблемами сталкиваются на только российские, но и европейские, американские производители. Конкурировать с китайскими товарами вообще практически невозможно, как невозможно было в давние времена никакой армии противостоять монгольским ордам. В связи с чем вряд ли сейчас время лукавить и говорить об управляемой девальвации, о помощи российским производителям путем снижения курса рубля. Рецепты от бизнеса известны. Лучший способ помочь деньгами – не выделять их по малопонятным мотивам тем или иным компаниям или предприятиям, а изымать меньше, в том числе через те же налоги. Не вводить заградительные пошлины, порождая серый и черный импорт, а стимулировать здоровую конкуренцию. Не консервировать отсталые производства неконкурентной продукции государственными финансовыми вливаниями, а тратить эти деньги, например, на развитие инфраструктуры для бизнеса. Не раздувать траты, порождая инфляцию, которая делает невозможным восстановление кредитования, а вводить жесткий режим экономии. |