09.04.2009 Ритейлерам могут запретить навязывать поставщикам платежи и бонусы Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) может создать прецедент, коренным образом меняющий правила работы крупных ритейлеров с поставщиками продукции, и ограничить взимание розничными сетями многочисленных платежей и бонусов, без которых товар не может попасть в магазины. В Татарии управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) решило отреагировать на жалобы производителей продовольственных товаров: 29 января 2008 года ФАС признала ряд компаний нарушителями части 1 статьи 11 закона "О защите конкуренции". В их число попало казанское ООО "Ак Барс Торг", краснодарское ЗАО ""Тандер" - сеть магазинов "Магнит"", а также московские ЗАО ТД "Перекресток" и ООО "Фирма "Омега-97" - Патэрсон". Они, по мнению ФАС, навязывали поставщикам невыгодные "однотипные по содержанию ценовые и неценовые условия" и делали это согласованно. Дискриминационных условий ФАС выявила более сорока, включая плату за вход в сеть (50-150 тысяч рублей), за ввод новой продукции, оплату маркетинговых услуг, значительную отсрочку платежей за реализуемый товар (до 45 дней), а также высокие штрафы за нарушения при поставке (например, нарушение сроков и недопоставка товара), предоставление скидок при проведении акций и промоакций (от 2% до 10% от цены товара). Компаниям, признанным нарушителями, ФАС предписала исключить такие условия из договоров с поставщиками. "Ак Барс Торг" обжаловал решение ФАС, и в прошлом году арбитражные суды трех инстанций в Поволжском округе признали решение ведомства недействительным. Суды посчитали, что ФАС не доказала согласованность действий ритейлеров. Но 24 февраля коллегия судей ВАС передала дело в президиум, рекомендовав пересмотреть его в пользу ФАС. Судьи сослались на постановление пленума ВАС от 30 июня 2008 года, в котором сказано, что о согласованности действий может свидетельствовать их единообразие и синхронность при отсутствии на то объективных причин. Если президиум ВАС согласится с выводами коллегии, то ФАС сможет предъявить претензии ко многим ритейлерам, которые уже не смогут эффективно оспаривать их в судах. "Таких дел будет много",- признает гендиректор Х5 Retail Group (владелец сетей "Перекресток", "Пятерочка") Лев Хасис. По его оценкам, совокупный объем розничного рынка в России составляет около 500 миллиардов долларов, а примерно 15% этого объема приходится на сети. Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев утверждает, что ФАС борется как с согласованными действиями ритейлеров, так и самими наценками: "Фундаментальной задачей является ограничение необоснованного давления на поставщиков". По словам господина Нижегородцева, торговая наценка, формально составляющая 15-20%, за счет дополнительных платежей поставщиков доходит до 60%. Ритейлеры, наоборот, уверены, что без бонусов, получаемых ими от поставщиков, цены на товары возрастут. "При отсутствии платежей с поставщиков вся нагрузка, необходимая для поддержания рентабельности торговых сетей, ляжет на покупателей",- говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (объединяет 30 крупнейших торговых сетей России) Илья Белоновский. По его словам, в России прибыль компаний розничной торговли не превышает 2-2,5% в год, а по итогам 2008 года многие получили убытки. "Существование системы бонусов и входной платы за размещение товара приводит к увеличению доли импорта, поскольку российские производители не способны нести такие расходы",- считает руководитель исполкома предпринимательского объединения "Деловая Россия" Николай Остарков. |