08.04.2009 Златоуст: малый бизнес объединился, чтобы выжить В Златоусте местные предприниматели сами ищут способы избежать банкротства. На рынке малого бизнеса в маленьком городе сегодня выживают сильнейшие - веселые и находчивые. Эти качества златоустовские бизнесмены называют главными в своем деле, продолжая искать неожиданные антикризисные решения. Без свежих идей сегодня малый бизнес в маленьком городе быстро превращается в большую проблему. Но не все идеи одинаково полезны. Среди самых эффективных в последнее время предприниматели называют "хорошо забытое старое". Златоустовский Дом быта - это солярий, парикмахерская и еще с десяток услуг под одной крышей: ремонт обуви и пошив одежды, маникюр и ксерокопирование, массаж и печать фотографий. Накрутка на работу мастеров минимальна - хозяйка Дома быта Марина Шарковская надеется выйти на рентабельность именно размахом своей идеи. Чтобы оплачивать труд всех своих сотрудников, рассчитываться за аренду и коммунальные услуги, а главное - погашать банкам полтора миллиона кредита, Марина готова прибавить к "сервисному" списку любые варианты. "Для того чтобы выжить, мы даже приглашали гадалку, которая сказала, что все у нас будет замечательно, - рассказывает Марина Шарковская. - Это был достаточно популярный вид услуги во время крещенских гаданий". Еще одно антикризисное решение в Златоусте: в соседнем магазине социальный хлеб за 9 рублей, "студенческая" колбаса и доступное молоко. Небольшая накрутка на основные виды товаров в златоустовском магазине призвана окупиться весомой наценкой на неосновные - конфеты, газировку, деликатесы. Но это не главное нововведение. Антикризисное решение местных предпринимателей: конкурентам - дружить. Раиса Истомина, глава Союза предпринимателей Златоуста, объясняет: "Чтобы им легче было противостоять крупным торговым сетям, мы взяли и объединили предпринимателей, которые имеют по несколько магазинов. И у них получилась такая большая своеобразная торговая сеть: 50 магазинов находится в одной сети, 50 - в другой". Кризис заставил торговцев объединиться и... удивиться. Все вдруг задались вопросом: почему мы раньше так не делали? Если покупать большие партии в складчину, то выходит дешевле для каждого. Итак, первое правило златоустовских бизнесменов - подзабытое слово "коллективизация". И еще - никаких правил. Потому что только гибкий бизнес не сломается под прессом любого кризиса. |