31.03.2009 Почему россияне остаются без скидок заграничных курортов По данным Всемирной организации туризма (структуры ООН), по итогам 2008 года рост числа любителей провести отдых в путешествии составил всего 2%, а в этом году будет вообще отрицательным – минус 1–2%. По мнению специалистов, кризис должен научить игроков мировой туриндустрии уму-разуму и заставить их больше прислушиваться к запросам потребителей. Относительно Запада это утверждение верно: по сравнению с прошлым годом европейские гостиницы подешевели в среднем на 10%. За ними поспевают курорты таких популярных у туристов стран, как Египет, Турция и Таиланд. Россия же, как отмечают и эксперты, и непосредственно туроператоры, пока занимает выжидательную позицию. Для многих стран мира туризм является основной составляющей госбюджета, они в буквальном смысле слова живут им. Например, Марокко чуть ли не быстрее всех отреагировало на изменения на туристическом рынке. Правительство выделило миллионы на рекламную кампанию своей страны. В частности, в Интернете запущен новый сайт под названием «Мароккотерапия», где предлагаются путевки со скидками в любые отели страны. Заставка представляет собой выступление местного жителя, рассказывающего о том, как сложно жить в кризисное время, а «обрести спокойствие» можно только приехав в его страну. Власти Таиланда поступили по-своему: согласились бесплатно оформлять для въезжающих все документы, снизив при этом цены на гостиничные номера. Правда, подобная антикризисная акция будет действовать только до 4 июня. Что будет после, пока не объявляется. Хвастает скидками и Египет, где цены в отелях понижаются на 10–20%. Однако очарование подешевевших заморских стран нашим туристам не удастся прочувствовать в полной мере: для россиян цены по массовым направлениям, таким как Египет, Турция или Таиланд, в лучшем случае остаются прежними. В свою очередь, туроператоры склонны видеть в этом нестабильность российской валюты. Как заметил по этому поводу председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, «сидеть дома – это разумная тактика потребителей в условиях кризиса, когда нет роста доходов и снижения цен. Проблема, наверное, в том, что россияне в наибольшей степени пострадали от обвала национальной валюты по отношению к доллару, а ведь Египет и Турция дают цены в долларах. Поэтому снижение авиабилетов как минимум на 20% многими зарубежными авиакомпаниями не компенсируется из-за падения рубля». «Весь рынок ждет апреля, чтобы понять, будет сезон или не будет. Акции раннего бронирования – это обычный маркетинговый ход, хотя в принципе народ реагирует осторожно на них, потому что сейчас многие боятся заплатить турфирме, которая затем может просто исчезнуть, – рассказала пресс-секретарь Союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Но есть также люди, которые хотят избавиться от рублей, опасаясь, что российская валюта все-таки обвалится». Можно понять и самих туроператоров. Многим из них этим летом придется совсем не сладко. В Госдуме сейчас рассматривают внесение изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», согласно которым размер финансового обеспечения туроператоров (банковскую гарантию либо страховку от неисполнения обязательств по договору на указанные суммы), занимающихся выездным туризмом, увеличится с 10 млн. до 30 млн. рублей. По мнению президента РСТ Сергея Шпилько, это больно ударит по небольшим туроператорам, которым придется покинуть российский рынок: «Нужно снизить хотя бы нижний порог финобеспечения до 15 млн руб., потому что многие компании не виноваты, особенно на окраинах России, что у них маленький оборот». |