27.03.2009  ФАС: недобросовестная практика торговых сетей влияет на повышение цен

   Федеральная антимонопольная служба России получила дополнительные доказательства, свидетельствующие о влиянии недобросовестной практики торговых сетей на повышение цен на продовольственные товары. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте ФАС.
   Доказательства были получены в результате проведения контрольного мероприятия по проверке соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении расчетов торговых сетей «Пятерочка» (ОАО «Агроторг»); «О”Кей (ООО «О'Кей»); «Дикси» (ЗАО «Дикси-Петербург»); «Лента» (ООО «Лента») с поставщиками продукции на рынке розничной торговли г. Санкт Петербурга.
   ФАС России проанализировала договорную практику торговых сетей с производителями/поставщиками товаров за 2005, 2006, 2007, первое полугодие 2008 года. Антимонопольную службу заинтересовали условия поставки следующих групп товаров: молочные, кисло-молочные продукты; хлебобулочные изделия; мясо, колбасы; рыба; бакалея (крупы, макаронные изделия и пр.); соки, напитки. В каждой сети было проанализировано не менее сорока договоров с поставщиками, также дополнительно были сделаны запросы еще 16 поставщикам в целях встречной проверки.
   Анализ практики соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении расчетов торговых сетей позволяет сделать следующие выводы: - розничная цена товара формируется не только исходя из себестоимости производства и наценок на уровнях дистрибьюции товара, но и в значительной степени несет в себе затраты поставщика товара, связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей; - доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и пр.) поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5 до 40% от объемов поставляемых в сеть товаров. При этом существует тенденция ежегодного увеличения объемов выплат поставщиков товаров в пользу торговых сетей; - с целью компенсации дополнительных выплат поставщикам товаров необходимо пересматривать цены за поставляемый товар. Процесс пересмотра цен на поставляемую продукцию динамичен и зачастую на прямую зависит от процесса увеличения дополнительных выплат; - увеличился строк отсрочки платежей поставщикам за реализованный торговыми сетями товар. Срок отсрочки платежей в 2005 году в среднем составлял 21-25 банковских дней. Срок отсрочки платежей хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц Х5 retail Group, в 2008 году увеличился до 45-50 дней, в ряде случае доходит до 65 дней. Отсрочка платежей, по сути, представляет собой краткосрочный коммерческий кредит.
   Таким образом, если поставщики товара осуществляют свою коммерческую деятельность за счет заимствования денежных средств у кредитных организаций - происходит перекредитование поставщиками торговых сетей, вместе с тем, обслуживание такого кредитования осуществляют сами поставщики.
   Вышесказанное полностью подтверждает позицию ФАС России по вопросу разработки мер, направленных на оптимизацию взаимоотношений торговых сетей и поставщиков товаров, в том числе в части сроков и условий платежей за поставленную и реализованную продукцию, выраженную в ходе подготовки замечаний и предложений в проект федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», регламентирующего данные взаимоотношения.