26.03.2009  Калининградская область: конкурентоспособность зависит от снижения тарифов

   Вопрос повышения конкурентоспособности Калининградской области как транзитного региона решается не столько путем развития дорожно-транспортной инфраструктуры, сколько решением проблемы снижения тарифов на грузоперевозки с территории Белоруссии и Литвы.
   Такой вывод был сделан на прошедшей 26 марта в редакции газеты «Гудок» пресс-конференции на тему: «Калининградский анклав: исключительные решения для исключительных проблем».
   Как сообщалось на пресс-конференции, кризис серьезно ударил по грузообороту российских и портов. За последние 2 месяца текущего года Дальневосточный порт показал снижение объема перевозок на 9%, Архангельский – на 6%, Санкт-Петербургский – на 27%, Усть-Луга - на 21%, Новороссийский – рост на 13%, грузооборот Калининградского порта снизился за этот же период на 31%. Для сравнения, порты стран Балтии показали: Рига – увеличение объема грузоперевозок на 6,7%, Клайпеда – падение на 14,5%.
   Такое падение объемов грузопотока Калининградского порта вызвано тем, что транзит грузов до него проходит через две границы – литовскую и белорусскую, что значительно увеличивает стоимость транспортировки. Это заметно снижает конкурентоспособность перевозок через Калининградскую область.
   Как сообщил старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус, в целом по стране, несмотря на кризис, объем грузоперевозок по железной дороге постоянно растет, в прошлом месяце он составил более 3 млн тонн, в то время как в середине января - всего 2,4 млн т. Между тем по Калининградской области картина иная - там зафиксировано наибольшее падение уровня перевозок, в 2,5 раза.
   Борис Лапидус связывает это с тем, что стоимость перевозки груза из Белоруссии до литовского порта Клайпеда в 2 раза дешевле, чем до порта Калининград.
   Решить этот вопрос, по его мнению, можно только за счет глубокого анализа ситуации и проведения переговоров с Белоруссией и Литвой о снижении таможенных тарифов.
   По мнению министра развития инфраструктуры Калинградской области Александра Рольбинова, для того чтобы снизить стоимость перевозки грузов по территории Калининградской области, необходимо улучшить качество транспортной инфраструктуры в целом - вкладывать средства в реконструкцию портов, в строительство и ремонт пограничных таможенно-пропускных пунктов на железных дорогах и автомобильных трассах, чтобы повысить их проходимость.
   Он напомнил, что по плану развития Калининградской области в развитие автомобильных дорог до 2020 года планируется вложить 90 млрд руб.