25.03.2009  Санкт-Петербург: как выжить без кредитов

   
   Потеряв все деньги в кризис 1998 года, петербургский производитель медицинских товаров сумел возродить бизнес и достичь оборота в $1 млн. Компания следовала двум принципам - максимально расширять ассортимент и не брать кредитов.
   Для спасения фирмы от последствий кризиса 1998 года ее глава принял ряд мер, которые через несколько лет смогли повысить объемы производства в несколько раз."Во–первых, было решено отказаться от бартерных схем, которые мы использовали для расчета с оптовыми фармацевтическими компаниями", — рассказал генеральный директор ЗАО "Виталфарм" Вячеслав Андросов.
   Во–вторых, предприниматель сократил расходы на содержимое аптечек за счет производства изделий медицинского назначения, входящих в их состав (жгуты, гипотермические пакеты, воздуховоды). Это помогло уменьшить траты примерно в 10 раз, рассказал глава компании. Через какое–то время, купив пресс–форму, предприятие начало выпускать также пластиковые аптечки, расширив ассортимент. За счет этого уже к 2003 году компании удалось выйти на объем от 5 до 10 тыс. аптечек в месяц, а к 2005 году производить порядка 100–150 тыс. единиц в месяц. Сбыт продукции в таких объемах компания наладила через сеть московских дистрибьюторов, которые работают по всей России.
   Свой первый бизнес по разливу добавок в топливо он открыл в 1992 году, после ухода с должности преподавателя института. "Оборудование линии по разливу средства мы купили из предоплаты заказчика. Тогда мы разлили 150 тыс. флаконов, но заказ был разовый", — рассказал предприниматель. Затем фирма занялась фасовкой лекарственных трав, а потом производством аптечек для автомобилистов.
   По словам Вячеслава Андросова, в середине 1990–х аптечки в России выпускали несколько производителей, и вид у них был довольно скромный. Вячеслав решил сделать ставку на дизайн и упаковку, используя материал другого типа — капровинил, позволяющий изготовлять аптечки всех цветов радуги. Не имея возможности самостоятельно производить и покупать "начинку" для аптечек, предприниматель использовал принцип бартера, поставляя часть продукции оптовым фармацевтическим компаниям в обмен на медикаменты. Затем их реализовывали в аптеки, а вырученные средства вновь вливались в оборот.
   Бизнес развивался достаточно успешно, свою продукцию фирма "Ситал" (затем ЗАО "Виталфарм") поставляла не только на рынок Северо–Запада, но и в другие регионы. "Все рухнуло в 1998 году, когда разорились наши партнеры. Тогда мы потеряли около $30–50 тыс. Компания у нас была маленькая, и это был почти весь наш капитал", — рассказал предприниматель.
   Было принято решение продолжить выпуск аптечек, сделав упор на изменение общего ассортимента. Они вошли в состав набора для автомобилистов — сумки, в которую также помещены огнетушитель и аварийные знаки.
   В 2008 году оборот ЗАО "Виталфарм" достиг $1 млн. Но за время нового кризиса доходы фирмы упали примерно на треть. Главным образом это произошло из–за спада спроса на авторынке. В связи с этим в ноябре предприниматель решил открыть новое направление — детское. "До этого мы уже начали выпускать аптечки для матери и ребенка. Теперь расширим ассортимент за счет фартуков, нагрудников и пеленальных столиков", — отметил он. Компания планирует начать производство продукции в апреле и уже через полгода довести оборот до $300–400 тыс. в месяц.
   Одновременно с производственным направлением в 1996 году семья Андросовых занялась торговлей лекарствами, сейчас ЗАО "Аптека Витал" управляет сетью из двух аптек и двух киосков. Это бизнес развивает жена Вячеслава — Татьяна Андросова. В 2005 году к ним был добавлен центр косметологии, инвестиции в его оборудование, составившие $150 тыс., удалось окупить за 3 года работы.
   Сейчас в ЗАО "Виталфарм" работают 150 человек. Сокращения из–за кризиса удалось избежать в связи с запуском нового направления. В настоящее время компания арендует 2500 м2, в ближайшие годы планируется переезд на собственную площадку в Ленинградской области. Средний годовой оборот компании в млн рубл. в 2006 г. - 12-13; в 2007 г. - 15-18; в 2008 - 24-30.