23.03.2009  В условиях кризиса важно дать импульс для развития малого турбизнеса

   Имеющийся в России туристский потенциал используется неэффективно. Между тем в условиях кризиса при возрастающей проблеме безработицы важно понимать, что туризм как одна из ведущих отраслей мировой экономики занимает первое место по созданию рабочих мест. Поэтому в новых экономических условиях туриндустрия в России может и должна стать той отраслью, которая вберет в себя высвобождающиеся трудовые ресурсы и значительную часть малого бизнеса. Такой вывод был сделан на прошедших 23 марта в Госдуме парламентских слушаниях Комитета по экономической политике и предпринимательству на тему: «Законодательное обеспечение развития приоритетных направлений туризма в РФ».
   Первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев отметил, что сегодня на первый план обсуждения должна выйти тема развития внутреннего и въездного туризма. В первую очередь потому, что в программе антикризисных мер развитие туризма должно рассматриваться как одна из точек роста российской экономики.
   Между тем, по статистике, дефицит в соотношении тех ресурсов, которые тратят россияне за пределами России и их затратами на внутреннем туристическом рынке, составляет $10 млрд. «Наша задача – поменять это соотношение в пользу внутреннего туризма. Все основания для этого есть: Россия занимает одну седьмую часть света, обладая уникальными природными ресурсами и культурным наследием», - подчеркнул депутат.
   В. Головнев не забыл упомянуть, что развитие въездного туризма – эффективная антикризисная мера, позволяющая достаточно быстро создать рабочие места. Например, три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туриндустрии и 5 мест в смежных отраслях.
   Директор департамента по формированию государственной политики и организации туристской деятельности министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ Надежда Назина сообщила, что в 2008 году доля туристической отрасли в ВВП РФ составила 1,3%, с учетом смежных отраслей – 6,9%.
   Она отметила, что именно в туризме заложена одна из точек роста экономики многих российских регионов. Россия имеет все возможности стать ведущей державой. Так, по данным ежегодного отчета Всемирного экономического форума, Россия заняла пятое место из 133 стран по числу природных объектов, девятое – по числу культурных объектов. Однако в рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий ВЭФ Россия заняла 59-е место, по качеству дорог – 104-е, по открытости для туризма – 108-е, по ценовой доступности размещения в гостиницах – 115-е, по эффективности маркетинговой политики и брендингу в сфере туризма – 122-е.
   Н. Назина обозначила, что сдерживающими фактами для развития въездного и внутреннего туризма являются: несовершенство нормативной базы, высокий износ существующей материальной базы, недостаточное развитие туристкой инфраструктуры, отсутствие эффективной регионально-инвестиционной политики, дефицит современных туристических продуктов и узнаваемых брендов, низкое качество оказываемых туристских услуг, отсутствие имиджевого позиционирования России как туристической страны. Но самая главная проблема, по мнению Н. Назиной, – дефицит профессиональных квалифицированных кадров.
   Именно эти причины, считает она, не только тормозят развитие въездного туризма, но и сказываются на выборе россиян в пользу отдыха на зарубежных курортах.
   Н. Назина считает, что изменить ситуацию можно, создавая эффективное законодательное обеспечение, гармонизированное с международными требованиями. В частности, предлагается: внести поправки в ФЗ № 132 с внесением обязательной государственной аккредитации гидов, гидов-переводчиков и инструкторов- проводников; разработать и внести такие изменения в Налоговый кодекс РФ: отмена НДС на доходы предприятий индустрии гостеприимства, полученные от реализации услуг нерезидентам или введение налоговых каникул до выхода экономики из кризиса, отмена НДС на доходы туроператоров от реализации санитарно-курортных путевок. Кроме того предлагаются такие поправки, как увеличение предельных размеров выручки для предприятия работающих по «упрощенке» и распространение на организации туриндустрии и индустрии гостеприимства, относящиеся к категории микробизнеса, возможности использовать упрощенную систему налогообложения на основе патента.
   Как отметила Н. Назина, подобные законодательные меры позволят снизить долю "теневого" турбизнеса и увеличить налоговые поступления в бюджет.