02.12.2008  На Западе покупателя привлекают скидками, у нас - угрозой дефицита

   В конце прошлой недели в Америке начались рождественские распродажи. На этот раз борьба за покупателя началась в Америке и Европе намного раньше традиционного часа Х. Кризис заставил продавцов идти на мыслимые и немыслимые уловки, чтобы привлечь потребителя. Последний, впрочем, не торопится. Многие американцы решили подождать до Рождества, когда появятся более выгодные предложения. В России распродажи тоже есть, но особую активность проявляют только продавцы предметов роскоши. А погони за массовым покупателем пока не видно.
   В Америке удачная сделка теперь во многом зависит от фантазии и находчивости продавца. Ведь в октябре розничные продажи снизились на 2,8%, это рекорд за все время ведения подобной статистики начиная с 1992 года. Даже после терактов 11 сентября расходы на покупки упали только на 2,65%. В такой ситуации единственный выход для продавцов – проведение грандиозных распродаж или активное кредитование на все более выгодных условиях.
   Например, Microsoft предлагает сейчас американцам приобрести программное обеспечение Dynamics для бизнеса под 0% годовых сроком на три года. Одна из крупнейших фирм США по продаже автомобилей Mancari’s предоставляет клиентам беспрецедентную возможность в придачу к Chrysler выпуска 2008 года или новенькому Jeep трех последних моделей приобрести всего за 1 доллар еще и другую машину марки Cruiser.
   В России тоже идут распродажи, но не для всех. Ими занялись в первую очередь ювелирные сети, предлагающие поучаствовать в различных акциях, цель которых – продать кольца, кулоны, цепочки. Потребителей убеждают, что покупка ювелирных украшений, особенно с драгоценными камнями, окажется в период финансового кризиса выгодным вложением денег. Финансисты, правда, говорят, что золото имеет смысл брать в слитках, а «ювелирка», если и даст доход, то очень нескоро.
   По данным Международной конфедерации обществ потребителей, в России уже снижаются продажи мобильных телефонов, а в декабре–январе то же самое произойдет с бытовой техникой. «У нас будут расти продажи продуктов питания, но тоже не всех. Меньше станут покупать различных йогуртов, но больше – кефира. Трудности ждут тех, кто торгует услугами – салоны красоты, парикмахерские, снизятся и обороты ресторанов. Не ожидается проблем только в организации похорон и помощи новорожденным», – прогнозируют специалисты.
   Наша особенность еще и в том, что цены в России снижают крайне неохотно, уповая на то, что потребителя привлечет агрессивная реклама. Между тем, по данным социологов, на вопрос «Верите ли вы в рекламу?», «Да» отвечают только 1,5% наших граждан. Получается, что деньги, выброшенные на коммерческую пропаганду, цели не достигают.
   «Сейчас, чтобы заставить людей принести им деньги тогда, когда они этого не хотят, многие компании начинают активно рассказывать о том, что прилавки скоро опустеют надолго и закупок не будет, или что будет резкая девальвация рубля», - рассказал Григорий Трусов, президент консалтинговой компании. Заметим, что это отчасти срабатывает, но к западному опыту распродаж и скидок отношения, разумеется, не имеет.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"