11.03.2009  Добровольное медстрахование пытается выжить в период кризиса

   Добровольное медицинское страхование в России пытается выжить в период кризиса. Страховщики предлагают клиентам спецпрограммы, оптимизируют тарифы и избавляются от рисков.
   Российские страховщики пытаются определить риски, связанные со здоровьем клиентов, путем анкетирования. Клиентов со слабым здоровьем заставляют платить по высокому тарифу. Эта мера до кризиса почти не применялась, но когда настало время оптимизировать расходы, компании ввели ее практически массово.
   Рассказывает Михаил Капитайко, глава департамента медицинского страхования компании "Ингосстрах": "В ряде страховых компаний, я видел, внедрены вопросники, которые позволяют отсечь так называемые плохие риски. И для той целевой аудитории, которая проходит это анкетирование, риски меньше, соответственно, и цена меньше".
   Страховые компании пытаются предлагать клиентам различные программы дешевле обычных и потому названные антикризисными. Например, заключают новые договоры с теми медучреждениями, которые объявили о снижении цен - как правило, это стоматологические клиники. Итоговая стоимость страхового полиса в этом случае снижается.
   Еще одна мера - расширение линейки продуктов. Например, за символическую сумму в 500 рублей в год застрахованные граждане смогут получать бесплатно или с 80-процентной скидкой лекарства в определенных аптечных сетях.
   Кроме того, в ряде компаний медстраховку оплачивают пополам работник и работодатель. Кстати, в России 90% рынка добровольного медицинского страхования приходится на корпоративных клиентов. Однако после начала кризиса статистика выявила сокращение числа корпоративных страхующихся, то есть юрлиц, и отсутствие притока физлиц. Многие предпочитают рассчитываться с врачами по теневой схеме, минуя посредников.
   Страховщики пытаются противостоять этой тенденции и исключают наименее востребованные услуги из договора страхования, за счет чего снижается его цена.
   Однако клиенты, которые в состоянии оплачивать медстраховку, придерживаются консервативных позиций и не обращают внимания на новые предложения страховых компаний, говорит Николай Сова, представитель компании РОСНО: "Клиент хочет оставить то, что у него было, по максимуму. Не намерен он что-то менять, сокращать. Все эти антикризисные программы существуют, они расширяют линейку и дают больше возможностей. Но на практике это только возможности. То есть клиент понимает, что он может воспользоваться этими возможностями, но на деле он требует, чтоб программы и лечебные учреждения остались в полном объеме, но за меньшие деньги".
   В свою очередь, лечебные учреждения, сотрудничающие со страховыми компаниями, по-разному реагируют на отток клиентов. Общей тенденции нет. Кто-то вынужден серьезно снижать цены, а кто-то, напротив, повышает. Как правило, так поступают региональные медицинские заведения, имеющие положение монополистов.
   В столичном Центре эндохирургии и литотрипсии, где обслуживают элитных пациентов, цены практически не изменились, сообщил коммерческий директор Владимир Кукушкин: "Массового направления к нам пациентов не было, в силу высоких цен, которые у нас в учреждении. По некоторым услугам, стоимость которых связана с курсом доллара и курсом евро, мы цены немножко повысили, но в валютном эквиваленте стоимость этих услуг понизилась".
   Как заявляют эксперты, в текущем году рынок добровольного медстрахования потеряет около 10% и составит 66,5 миллиардов рублей. Причем от страховок отказываются как небольшие компании, так и крупные корпорации.