11.03.2009 Индустрия детских товаров: кризис в отрасли, которой нет 11-14 марта в Москве в МВЦ «Крокус Экспо» проходит Международная специализированная выставка «Игрушка 2009». Днем раньше, 10 марта, в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция на тему «Индустрия детских товаров в условиях кризиса: есть ли шанс на спасение?». По данным Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ), обострение экономического кризиса в 2009 году вызвало падение спроса населения на детские товары на 20-30%, что, в свою очередь, сильно ударило по цивилизованной торговле детскими товарами. Если ситуация не изменится, то в ближайшее время произойдет уничтожение едва зародившейся на российском рынке цивилизованной торговли детскими товарами. Убытки поставщиков и ритейлеров из-за падения курса рубля к бивалютной корзине усугубляются кредитной политикой отечественных финансовых институтов. В условиях кризиса российские производители детских товаров рискуют безвозвратно утратить конкурентоспособность, а воссоздание отечественной индустрии детских товаров в будущем придется осуществлять с многократным перерасходом ресурсов и серьезными финансовыми рисками. Одновременно возрастет риск поставок контрафактных детских товаров: платежеспособность населения падает при одновременном росте цен на качественные товары, в результате чего контрафакт займет нишу качественной продукции, - таковы прогнозы АИДТ. Свое выступление президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина начала со слов: «Позвольте вам представить отрасль, которой нет. Нет ни на законодательном уровне, ни в программах развития, нет в антикризисных программах». То есть фактически отрасль существует, но из-за вышеназванных причин она оказалась наиболее чувствительной к системному кризису. Глава АИДТ сообщила, что ассоциация выступает с конкретными предложениями в адрес законодательной и исполнительной российской власти, которые требуют незамедлительного рассмотрения, в противном случае качественные товары для детей станут недоступны российским семьям. Основные тезисы экстренного антикризисного плана предусматривают инфраструктурные меры, в рамках которых государство должно оказывать прямое воздействие на рынок детских товаров посредством возвращения индустрии детских товаров статуса отдельной отрасли. В частности, предлагается: безотлагательно внести отрасль в Концепцию стратегического развития России до 2020 года; сформировать новую программу поддержки отечественной индустрии детских товаров, включающую проект создания промышленного кластера на базе предприятий с передовым промышленным потенциалом для производства учебного и игрового оборудования; изменить принципы распределения госзаказов на продукцию для дошкольных учреждений; провозгласить 2009 год «Годом российских товаров для детей». Кроме того, экстренный план АИДТ предлагает целый набор финансовых мер, включающих в себя специальный налоговый режим для компаний в сфере индустрии товаров для детей, направленных на сохранение отрасли. Как пояснил член президиума правления АИДТ, председатель совета директоров ЗАО «Русский стиль» Виктор Ярмоленко, речь идет о необходимости отмены НДС в отношении детских товаров как товаров первой необходимости на основе единого согласованного с Правительством РФ перечня. Предлагается также применить мировую практику в части ввозных пошлин на детские товары - требуется кардинальное снижение ставок; ввести налоговые каникулы для предприятий отрасли, которые включали бы в себя беспроцентную рассрочку платежей по налогам сроком на 1 год; ввести институт госгарантий по контрактам в отрасли детских товаров. «Российское производство детских товаров в условиях кризиса получает уникальную возможность занять более прочную позицию на рынке. Если до кризиса доля российских товаров в общей структуре товаров для детей была не более 10-12%, то сегодня можно сыграть на курсовой разнице и создать условия для более широкого импортозамещения», - считает В. Ярмоленко. Положительным моментом, по его мнению, является то, что удалось достичь договоренности с крупными федеральными сетевыми компаниями о принципе "лучшим российским товарам для детей – лучшие полки". Однако на уровне регионов не удается активно проводить подобные меры, так как формально такой отрасли, как производство игрушек в России, не существует. В. Ярмоленко назвал еще одну проблему для производителей детских товаров – недобросовестность ритейла. «Для того чтобы рассчитаться по валютным кредитам, многие компании жертвуют производителями, предпочитая в условиях кризиса не рассчитываться за поставленный товар. Например, сеть «Банана–мама» безнаказанно «кинула» отрасль не менее чем на 700 млн рублей. Эти деньги производителей и импортеров–поставщиков исчезли в неизвестном направлении. Сеть объявила себя банкротом и не признала свои долги рынку», - сообщил председатель совета директоров ЗАО «Русский стиль». Антикризисный план АИДТ будет представлен профессиональному сообществу на бизнес-форуме, который пройдет в рамках выставки «Игрушка 2009». |