06.03.2009 Москва: в супермаркетах активно скупают алкоголь По мнению экспертов, связанно это не только с грядущими праздничными выходными, но и с тем, что водка с 1 апреля значительно подорожает. Традиционно в преддверии 8-го марта продажи алкоголя у ритейлеров возрастают почти в два раза. Первенство здесь принадлежит, естественно, шампанскому и вину. Однако водку тоже берут активнее, чем в обычные дни. В среднем ее продажа возрастает на треть, но в этом году причина не только Международный женский день, считает PR-менеджер "МЕТРО Кэш энд Кэрри" Оксана Токарева: "Возможно, это связано с тем, что будет наблюдаться подорожание этого сегмента продукции. Думаю, что люди пытаются сделать некий запас в преддверии подорожания". С апреля минимальная цена 0,5 л водки будет составлять 90 рублей. Соответствующий федеральный закон уже принят. Себестоимость производства российской водки - 16 рублей, пояснил руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков. Дальнейшее ценообразование определяется размером акциза - 36 рублей, и издержками на пути к потребителю. А это - маркетинговые затраты производителя, логистика и прибыль ритейла. В итоге, как ни поднимай минимальные цены, производителям все равно будут доставаться копейки. Даже в условиях кризиса розница своего не упустит, считает вице-президент Национальной Алкогольной Ассоциации Вячеслав Албу: "В том же “Ашане”, где декларируется, что наценка не более 16%, на самом деле сама наценка считается совсем по-другому, и в реальности составляет около 21%. А во-вторых, есть маркетинговая контрибуция для производителя, она достигает минимум 25% от оборота. 25%+21% - уже 46%, это наценка сетей. И это у нас дискаунтер, а представьте, что делают “Перекресток”, “Фамилия”, “Азбука Вкуса” и т.д. Там и до 150% может доходить". Рынок алкоголя в России - один из самых контролируемых. Государство имеет для этого все рычаги. В нынешних условиях, когда поступления в бюджет от нефти, газа и металлов существенно сокращаются, к алкогольной отрасли будет проявлено повышенное внимание. Однако из-за коррупции, полностью поглотившей этот рынок, эффект вряд ли будет существенным, считает директор центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробис: "Рынок водки составляет в России порядка 1млрд 900 млн литров ежегодно. Так вот, легально производится порядка 1 млрд 300 млн. Но даже эта водка была лишь условно легальна. Государство на нелегальной водке каждый год теряло примерно 1млрд долларов, и еще примерно около 15 млрд рублей теряло с легальной продукции, не получая акцизы". Эксперты, однако, не сомневаются, что, сколько бы не стоила водка, спрос на нее в России всегда останется стабильным. А тот, кто пил хороший алкоголь, будет пить его и дальше, несмотря на цены. Дешевая “левая” водка также останется на прилавках, а если быть точным - под прилавками магазинов, говорит житель одного из спальных районов столицы: "Возле дома есть великолепная палатка. Местные бомжи, наверное, или люди крайне маленького достатка покупали там из-под полы водку, под названием "Ghost". Отдавали молча 50 рублей, и им из-под полы отдавали бутылку. Ну, мы ее так называем, поскольку немного знаем английский - "водка-призрак", "водка-ghost". К концу года эксперты прогнозируют минимальную цену водки не менее 100 - 105 рублей, за 0,5 л. По оценкам экспертов, российская водка по-прежнему остается самой дешевой в мире. |