26.02.2009 Каждый второй представитель МБ ожидает ухудшения состояния своего бизнеса Финансовый кризис серьезно повлиял на работу малых предприятий. К "плюсам" можно отнести падение арендных ставок и зарплат работников. К "минусам" - удорожание кредитов, падение спроса, резко возросшую активность государственных контролеров и рейдеров. В результате каждый второй представитель малого бизнеса ожидает в феврале-марте ухудшения состояния своего бизнеса. Сегодня доля компаний, которые характеризуют свое состояние как хорошее (28%), аналогична доле тех, кто дает негативную оценку состоянию своего бизнеса. Остальные компании предпочли формулировку "ни хорошо, ни плохо". Таковы итоги исследования консалтинговой компании "Бауман Инновейшн", опросившей в начале года 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России. Ситуация с предпринимательскими ожиданиями выглядит пессимистичнее: 48% компаний готовятся к ухудшению своих дел, четверть компаний предполагает, что кризис не повлияет на состояние их бизнеса в ближайший месяц, а улучшений ждут 27%. Финансовый кризис вызывает изменения во внешнем окружении компаний, связанных с доступностью финансовых средств, персонала и недвижимости, поведением покупателей и поставщиков, административным и криминальным давлением. Изменения во внешнем окружении затрагивают различные аспекты деятельности самих компаний: меняются объемы продаж и рентабельность, компании реагируют изменением численности и зарплат сотрудников, изменяют отпускные цены и объемы задолженностей. Смягчается серьезная для предприятий кадровая проблема: 46% опрошенных компаний отмечают, что подобрать персонал становится проще. Более доступной становится недвижимость: ситуация с подбором помещений для бизнеса с начала кризиса улучшилась для 40% респондентов. Тем не менее проблемы кадров и недвижимости остаются достаточно острыми: почти половина респондентов продолжает испытывать сложности с подбором персонала, а более трети компаний - с поиском помещений. Наиболее серьезное ухудшение отмечается в сфере заемного финансирования. Три четверти компаний (76%) отмечают, что привлечь заемные финансовые средства стало сложнее, причем основная масса этих респондентов выбрала формулировку "гораздо сложнее". 87% респондентов отмечают рост ставок по кредитам для их бизнеса. В итоге около трети компаний (30%) практически не имеют доступа к заемному финансированию, еще для 44% привлечение заемных средств сопряжено с большими сложностями. Наблюдаемый во многих странах дефляционный эффект от кризиса в России практически не работает: с одной стороны, более половины предприятий (65%) отмечает значительный рост цен на продукцию/услуги поставщиков. На сегодняшний день достаточно высокими или очень высокими цены поставщиков назвали 39% респондентов, 54% - считают цены своих поставщиков умеренными. При этом сами компании-респонденты неохотно идут на понижение цен: лишь 12% респондентов заявляют о намерении снизить цены. Ситуация со спросом выглядит неоднозначно: несмотря на то, что отмечается его снижение (об этом заявляют 63% респондентов), больше половины компаний (69%) оценивают нынешний размер спроса как умеренный или высокий. При этом увеличивается объем задолженностей со стороны покупателей продукции и услуг (это отмечают 43% респондентов), но пока они не являются серьезной проблемой для большинства компаний. Обременительность "неформальных платежей" отмечают почти 60% респондентов. 15% компаний говорят о случаях противоправных действий со стороны правоохранительных органов. Для сравнения: давление со стороны криминала за тот же период ощутили на себе 7% респондентов. При этом давление на бизнес со стороны правоохранительных органов за последние три месяца нарастало, а со стороны криминала оставалось неизменным. Возросла активность рейдеров: 20% опрошенных сигнализируют о случаях рейдерских захватов в своих регионах за последние три месяца и отмечают, что они участились. Большая часть опрошенных отмечает падение объемов продаж и снижение рентабельности. Вместе с тем на сокращение зарплаты и персонала решается менее трети респондентов (24 и 30% соответственно). Треть компаний (32%) идет на повышение цен. Около трети компаний (29%) имеет задолженности: чаще перед поставщиками, а по зарплате - 10% в общей выборке. Но объем задолженностей нарастает. Более половины респондентов (52%) приоритетной антикризисной мерой считают сокращение издержек (не связанных с расходами на зарплату). Часть компаний планирует проявить "гибкость": изменить ассортимент либо переориентировать бизнес (23 и 17% соответственно). Такие "непопулярные" меры, как сокращение зарплаты, сокращение персонала или снижение объемов выпуска, планируют 13, 12 и 8% соответственно. Лишь 12% компаний планируют пойти на снижение цен. 4% предпринимателей приоритетом считают продажу своего бизнеса. Малый и средний бизнес ждет от Правительства РФ целевых антикризисных мер. По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать кредитование МСБ (43%), налоговые "каникулы" (42%) и "замораживание" тарифов (37%). По мнению экспертов, такие меры более оперативны, общедоступны и не содержат в себе элементов коррупциогенности. |