25.02.2009  Архангельск: спрос на услуги такси сбивают кризис и конкуренты

   Спрос на услуги таксомоторных компаний в Архангельске снизился в среднем на 20%. При этом в несколько раз выросло число желающих подработать частным извозом - из-за кризиса сотни архангелогородцев остались без работы. Жесткая конкуренция вынуждает таксистов буквально биться за каждого клиента.
   Некоторые компании делают ставку на улучшение сервиса, другие уже подумывают о снижении стоимости проезда.
   "Такси "Архангельск" ежемесячно получало 72 тысячи заказов, - отмечает генеральный директор ООО "Скорпио" (такси "Архангельск"), руководитель ассоциации таксомоторного транспорта города Архангельска Виктор Доронин. - Сейчас их число не превышает 58 тысяч".
   При этом кризис, по словам таксистов, особенно сильно ударил по сегменту корпоративных заказов. "Компании, конечно, продолжают заключать с нами договоры, - говорит директор такси "Снежок" Петр Коробка. - Но общее число заказов по безналичному расчету значительно уменьшилось. Некоторые корпоративные клиенты ограничивают число поездок, некоторые и вовсе отказываются от услуг такси".
   По словам директора ООО "Русское такси" Сергея Буракова, ряд таксомоторных компаний рассматривают вопрос о снижении тарифов. Сейчас поездка по городу стоит 70 рублей. Последний раз тариф таксисты повышали в августе - сентябре 2008 года.
   "Стоимость проезда изменится не сильно - предположительно на 10-20 рублей, - отметил Сергей Бураков. - Значительно снизить тариф мы не можем, потому что тогда потеряем водителей - никто не захочет работать за копейки".
   Тем не менее, по мнению таксистов, эта мера позволит приостановить падение спроса на их услуги.
   Сегодня в Архангельске работает около трех тысяч такси. Перевозками пассажиров занимается порядка 18 фирм. "Их число постоянно колеблется, - отмечает Виктор Доронин. - Одни приходят, другие уходят. Стабильно в течение нескольких лет в Архангельске работает 12 компаний".
   Для 20% извозчиков работа в такси является дополнительным заработком. По словам Виктора Доронина, желающие трудоустроиться потянулись в такси с октября 2008 года. Именно тогда начались первые сокращения на предприятиях города. Сегодня в каждую таксомоторную компанию в поисках работы ежедневно приходит до десятка человек. Работу получают практически все. Таксомоторным компаниям выгоднее нанимать работников с личным автомобилем, нежели иметь собственный парк машин.
   Чтобы удержать имеющихся клиентов и привлечь новых, таксомоторные компании идут на разного рода ухищрения. Чаще всего придумывают "заманушки", принцип которых, как правило, один: соверши определенное число поездок и получи скидку на поездку или право на бесплатный проезд.
   "Такси "Снежок" еще 5 лет назад ввело акцию - каждая 10 поездка бесплатно, - рассказывает Петр Коробка. - Тогда ход оказался действенным: количество клиентов увеличилось. Но сейчас по нашим стопам пошли практически все архангельские такси, так что вряд ли это можно считать серьезным конкурентным преимуществом".
   По мнению Сергея Буракова, в условиях, когда спрос на услуги падает, а конкуренция нарастает, нужно делать упор на качество. "Сегодня получает большее количество вызовов тот, кто предлагает лучший сервис, - уверен директор компании. - Еще до начала кризисных явлений ООО "Русское такси" начало самым серьезным образом перестраивать свою работу, потому как мы понимали, что содержание собственного большого парка машин и ремонтных площадей рано или поздно сделает нас неконкурентоспособными".
   Часть площадей компания сдала в аренду, часть зарезервировала до лучших времен, часть автомобилей также была сдана в аренду, а основной упор фирма сделало на сотрудничество с частными извозчиками.
   "Мы внедрили современное оборудование и расширили профессиональные каналы связи, - уточнил Сергей Бураков. - Это позволило улучшить качество и оперативность наших услуг, а главное - сохранить объем заказов".
   Виктор Доронин согласился с коллегой: "Сегодня главное конкурентное преимущество компании - время жизни на рынке таксомоторных услуг. Например, в такси "Архангельск" нет услуг типа "пятая поездка - бесплатно". Тем не менее пассажиры есть. Важно, какое качество услуг предлагает такси и какие сотрудники работают в компании. Вежливые, внимательные, опытные диспетчеры, ответственные водители, которые аккуратно водят автомобиль и не создают проблем на дорогах, безусловно, вызывают доверие у пассажиров к самой фирме".
   Сергей Бураков обозначил еще одну проблему: несмотря на то, что таксомоторные компании трудоустраивают людей, юридически большинство таксистов никак не оформлены. "Мы работаем с ними на основе договора по оказанию услуг, - говорит директор такси. - Но по сути, эти таксисты - нелегалы, и любая проверка может привлечь их к ответственности".
   Работать легально, конечно, можно, но для этого таксисту необходимо стать частным предпринимателем. В условиях высокой конкуренции и низких тарифов уговорить неорганизованного водителя заниматься бизнесом в рамках правового поля практически невозможно. "Любой водитель очень хорошо знает, что как только он зарегистрируется в качестве предпринимателя, он обязан будет поставить на свое авто кассовый аппарат с неподъемной для него стоимостью, платить налог на кем-то вмененный ему доход, сдавать декларации и т.д. и т.п., - поясняет Сергей Бураков. - В результате он готов отказаться от любых пенсионных накоплений, лишь бы не заниматься несвойственными и незнакомыми ему функциями".
   По словам Виктора Доронина, большинство таксистов понимает, что, работая нелегально, они лишают себя всех социальных гарантий. "Вот если бы можно было купить патент и не становиться при этом частным предпринимателем, многие бы вышли из тени", - считает транспортник.