25.02.2009 Мобильная связь становится дорогим удовольствием Мобильная связь может перейти в разряд дорогих удовольствий. Клиенты начинают экономить, компании урезают расходы и пересматривают тарифы. Эпоха дешевой мобильной связи подходит к концу. Еще полгода назад, пожалуй, каждый второй московский прохожий совмещал уличную ходьбу с беседой по мобильному телефону. Сейчас вмешался финансовый кризис. Кого-то уволили, кому-то снизили зарплату. В результате затраты на мобильную связь стали одним из пунктов списка экономии семейного бюджета. Уже в декабре на сотовой связи стал экономить каждый пятый россиянин. Опрос жителей городов с населением более 100 тысяч человек провел аналитический центр КОМКОН. В четвертом квартале прошлого года средний счет одного абонента – 423 рубля. По сравнению с предыдущим кварталом, падение составило 9%. И это перед Новым годом. "В четвертом квартале обычно идет традиционно рост расходов на сотовую связь. Эту картину видели мы в 2007 году. В этом году тенденция нарушилась. И, конечно, главная причина - это кризис", - пояснил Тимофей Барсов, директор по синдикативным исследованиям КОМКОН. График ежемесячных расходов на мобильный телефон пошел вниз. При этом российский показатель проникновения мобильной связи наоборот вырос. Проще говоря, людей с мобильными телефонами становится больше, а денег у них все меньше. Причем сокращают расходы в основном молодые люди до 25 лет. И старшее поколение, после 45. Поменялось и поведение операторов. Первой жертвой падения рентабельности стали тарифы на роуминг. Теперь пользоваться своим мобильником за границей станет дороже в среднем на четверть. Другая сторона тарифной медали – цена на связь в России. О частичном повышении стоимости разговоров первым из операторов "большой тройки" объявил "Билайн". Речь идет о нескольких тарифных планах. В самой компании предусмотрительно делают акцент: мол, воспринимайте это как коррекцию, не более. Но факт остается фактом: 7% тарифных планов оператора, как в столице, так и в регионах, стали дороже. Если проанализировать выборочную коррекцию тарифов, можно сделать вывод: масштабного роста цен не наблюдается. Во всяком случае, пока. Это, скорее, попытка операторов избавиться от так называемых "плохих активов". Низкорентабельные тарифные планы были изобретены в докризисные времена. Они рассчитывались под перспективу постоянного роста доходов граждан. И изначально были временными. Сейчас такие абоненты стали обузой. А операторы в первую очередь стремятся сохранить доходы. "Просто повышением цен мы такой задачи не достигнем. Потому что существует ценовая эластичность. Если мы будем повышать цены, потребители будут меньше говорить. И наши доходы не увеличатся, а понизятся", - считает Михаил Гречук, вице-президент по коммерческим вопросам ОАО "МТС". Падение доходов для операторов мобильной связи – реальная опасность. Насколько именно, станет известно после публикации финансовой отчетности за прошлый год, которая у всей "большой тройки" выйдет в начале весны. Прогнозы на 2009 год - уменьшение объема валютной выручки на 18-28% для всей тройки операторов. И это при колоссальной долговой нагрузке. Многомиллионные кредиты, в основном западные, на расширение существующих сетей и строительство новых, необходимо рефинансировать. А это в условиях кризиса ликвидности – проблематично. Пока операторы присматриваются к новым рыночным условиям и свои планы не раскрывают. Экономить придется на всем. От персонала до канцелярских принадлежностей. В крайнем случае, "под нож" пойдут и грандиозные инвестиционные проекты. Такие, например, как покупка зарубежных операторов связи. Еще можно отодвинуть сроки запуска сети третьего поколения. Можно снизить затраты на разработку дополнительных услуг, таких, как загрузка мелодий и картинок. Эпоха дешевой мобильной связи на исходе. Низкие, по сравнению с Европой и США, цены были результатом агрессивной политики операторов на начальном этапе развития рынка. В условиях финансового кризиса субсидирование абонента становится коммерчески неэффективным. |