13.02.2009 Экономический кризис ударил по деловой авиации Затраты на содержание авиапарка стали для бизнесменов непозволительной роскошью. Но и продать частный борт сейчас почти невозможно. До кризиса, чтобы купить новый бизнес-джет, нужно было отстоять от двух до пяти лет в очереди. Поэтому чаще всего человек, желавший купить самолет за 30 миллионов долларов, и непременно завтра, временно соглашался на так называемый "секонд-хенд". К лету 2008 года на вторичном рынке подержанный самолет приблизился по цене к новой машине. Но грянул кризис и очереди за самолетами исчезли. А владельцы крылатой собственности столкнулись с проблемой ее продажи. Сейчас избавиться от дорогой игрушки практически невозможно. Рассказывает редактор журнала "Джет", Александр Швыдкин: "В собственности российских граждан преобладают самолеты тяжелого класса. Это Golfstream, Embraer Legacy 600, Boeing Business Jet, Airbus Corporate Jet. Это огромные, очень дорогие самолеты стоимостью от 30 до 50 и более миллионов долларов. Есть такой международный интернет-ресурс – Controller.com, где размещаются объявления о продаже частных воздушных судов. На сегодняшний день объем предложений составляет примерно 24% от мирового парка частных реактивных воздушных судов". Среди тех, кто хотел бы, но не может избавиться от частного самолета - первые лица компаний-pастройщиков "Москва-Сити". По данным банкира Олега Тинькова, сейчас в России из 300 частных бортов продается около трети. С ноября, как заявляют эксперты, полеты частной авиации в нашей стране сократились на 30-40%. И число рейсов продолжает снижаться. Но самолет, даже в ангаре, требует затрат на стоянку и обслуживание, говорит писательница Елена Ленина: "Эти дорогостоящие игрушки для миллиардеров стоят и пылятся. Это тоже стоит денег для собственников. Держать их невыгодно, пользоваться ими слишком дорого, а продать некому". Сегодня выросла заполняемость частных бортов, и авиавладельцы стали объединяться. Еще один способ сэкономить в кризис предложил бизнесмен Олег Тиньков: "Летать эконом-классом нормально, ничего страшного. Мне хуже всего, потому что у меня метр девяносто, у меня ноги не влезают. А остальные вообще должны летать эконом-классом и ни о чем не думать". Кстати, большая часть отечественного частного авиапарка базируется в зарубежных гаванях. Раньше это объяснялось драконовской пошлиной на ввоз в Россию бизнес-джетов. Сейчас пошлину отменили, остался лишь НДС, но в разгар кризиса это уже не актуально. |