13.02.2009 От кризиса первой пострадала индустрия развлечений Одними из первых от международного финансового кризиса пострадали увеселительные заведения. Так, в Москве число посетителей и соответственно выручка ночных клубов и ресторанов за какие-то пару месяцев уменьшились в разы. По данным исследовательской компании «Комкон», в январе от посещений шоу, мюзиклов и концертов отказались 46% граждан в возрасте от 18 до 45 лет, число посетителей спортивных соревнований уменьшилось на 41%, еще 40% россиян стали экономить на походах в кино. Активнее других отказывают себе в развлечениях женщины в возрасте 35–45 лет. Кинопрокатчики, в свою очередь, сообщают о снижении посещаемости кинотеатров в декабре–январе на 45% и сокращении выручки на 34%. Столичный предприниматель Анатолий Белый успел продать свой ночной клуб в подмосковной Щербинке еще до кризиса. «У ночных клубов сейчас будут проблемы. В такие заведения нужно приходить не только провести время, но и потратить деньги. А туда теперь устремились одни тинейджеры, которые покупают на весь вечер стакан сока или коктейль», – рассказывает бизнесмен Белый. Приглашать знаменитых диджеев и вовсе убыточно: «Ему платишь заранее, а вместо 300 человек на танцполе собираются не более 20. Нет никакой гарантии, что возместишь свои траты». По прогнозам экспертов, пережить экономические трудности смогут самые дешевые и, напротив, элитные заведения. Те же, что рассчитаны на средний класс, рискуют исчезнуть вместе с этим самым классом. В столичных ночных клубах и ресторанах царит уныние. «В новогодние праздники у нас не было ни одного корпоратива. По будням бывает занят только один столик, да и в выходные приходят очень мало людей, в основном постоянные клиенты», – жалуется менеджер одного из музыкальных клубов в центре Москвы Ирина Рахманова. «У нас перестали заказывать банкеты. Очень мало клиентов, иногда вообще никого нет», – не скрывает положения дел и арт-директор еще одного столичного заведения. «Клиентов в ресторанах стало вдвое меньше по сравнению с прошлым годом», – сокрушается ресторатор и модный писатель Дмитрий Липскеров. По его словам, подорожание продуктов и рост арендных ставок вынуждают владельцев ресторанов повышать цены, а клиентов тем временем переманивают сети быстрого питания. По его мнению, столичные рестораны нуждаются сегодня в помощи со стороны мэрии: «Московские власти должны компенсировать арендную плату. Но они этим не занимаются!» Управляющая китайским рестораном Татьяна Ким сообщила об уменьшении прибыли на 30% при сокращении числа посетителей в три раза. «У нас есть постоянные клиенты, которые нас спасают. Мы им раздали дисконтные карты. При сумме заказа от семи тысяч рублей у нас скидка 10%, а по пятницам и субботам для привлечения клиентов выступает китайский балет», – рассказывает г-жа Ким. Екатерина Белякова, арт-директор ночного клуба, расположенного в центре Москвы, подтверждает, что клиентов удается удерживать только за счет «приличных скидок». На окраинах столицы ситуация куда более плачевная. «Из-за того, что приходят мало людей, клуб работает только по выходным. Выручка сократилась в четыре раза. Если так продолжится, клуб закроют», – говорит администратор ночного клуба Николай Сутыркин. «Первыми перестанут посещать ночные заведения люди среднего звена – офисные работники, которые считают каждую копейку», – поясняет психолог Екатерина Собчик. Элитные заведения находятся в лучшем положении. По словам г-жи Собчик, их посетители – «золотая молодежь» и деятели шоу-бизнеса – «будут держаться до последнего». «Это люди, которые привыкли всегда быть на виду», – считает она. Относительно благополучное будущее и у малобюджетных заведений, изначально рассчитанных на студентов. Наиболее предприимчивые граждане уже наловчились посещать вечеринки и концерты практически бесплатно. Студент Юрий Горячев рассказал, что подрабатывает фотографом и поэтому проходит на концерты по записи либо за символические 50 рублей. «Я хожу на концерты по приглашению своих друзей бесплатно», – сообщил телеведущий Дмитрий Широков. А попавшая в декабре под сокращение москвичка Екатерина Иванова говорит, что ходит, главным образом, на бесплатные постановки, в которых играют студенты театральных вузов. Желающие сэкономить на посещении кинотеатров покупают билеты на утренние сеансы. «Такие билеты стоят не дороже 100 рублей», – уверяет москвич Иван Агапцев. Некоторые предпочитают смотреть новые фильмы на пиратских компакт-дисках. Нынешней кризисной зимой в столице вошло в моду проводить выходные на катках. Час катания обычно обходится в 150 рублей, детей до восьми лет пускают бесплатно. |