11.02.2009  Владивосток: торговые метры становятся дешевле

   Кризис при всех его общих негативных обстоятельствах весьма избирательно затронул некоторые рынки. По крайней мере, торговые центры (ТЦ), сдающие в аренду предпринимателям свои площади, неоднозначно оценивают собственные перспективы. Уже сегодня некоторые из них заметно опустели. Арендаторы съезжают, причем директора центров склонны связывать эти процессы со снижением покупательской способности и, как следствие, сворачиванием бизнеса некоторыми предпринимателями.
   Несмотря на то, что аналитики прогнозируют снижение активности покупателей, прежде всего в премиум-классе, пока этот сегмент, судя по занимаемым площадям, в меньшей степени подвергся изменениям. К тому же арендодатели проявили определенную гибкость и снизили арендную ставку. Торговый дом "Игнат", например, с начала нового года уменьшил стоимость 1 кв.м на 15-20%. Не отрицают возможность подобных решений и другие ТЦ. "У нас партнерские отношения с арендаторами, - говорят в торговом центре "Максим", - и если станет тяжелее, то поможем друг другу".
   Сложнее обстоят дела в тех торговых центрах, которые ориентированы на средний ценовой сегмент и более дешевые товары. Арендная стоимость метра в них, как правило, ниже, что и не позволяет, по словам некоторых администраторов, ее снижать. Но именно в этом сегменте площади пустеют наиболее активно. Арендаторы говорят о том, что они вынуждены ужиматься, сокращая количество торговых точек и выбирая при этом наиболее выгодные условия. Но далеко не все из них готовы винить в сложившейся ситуации исключительно кризис. "Кризис до нас еще практически не дошел, о нем больше говорят, - сказали съезжающие в торговом центре на Первой Речке продавцы, - а вот условия аренды здесь для нас не по силам". И это несмотря на то, что объявления на стеклянных дверях пустующих помещений говорят о готовности арендодателя снизить стоимость метра на 40%.
   Наличие пустующих торговых площадей во Владивостоке считают в управлении торговли неизбежным. Главная причина - в их избытке. Кризис только усложнил ситуацию. В условиях снижения деловой активности практически сведена на нет возможность перепрофилировать свободные площади. И прогнозы тут неутешительные: когда свободная наличность выйдет из оборота, пустующих торговых метров станет еще больше.