06.02.2009  Москва: москвичи пошли в клубы и на курсы

   «Делу время, потехе час», – рассуждают столичные трудоголики, всегда готовые чуть ли не сутки напролет просиживать на своих рабочих местах. Но вот чем заполнить неожиданно появляющееся свободное время для большинства из них – вопрос. Многие москвичи прониклись идеей культурного досуга и массово устремились на всевозможные курсы и тренинги, позволяющие не только весело провести время, но и получить полезные знания и умения.
   Прогулки по битому стеклу, навыки промышленного альпинизма и премудрости гейш – вот лишь несколько позиций из длинного перечня курсов и семинаров, которые пользуются популярностью у москвичей, желающих разнообразить свой досуг. Причем спрос на эти занятия настолько высок, что, по словам специалистов, даже финансовый кризис ему не помеха.
   «За последние месяцы меньше посетителей у нас точно не стало, ну может быть, только по некоторым направлениям, – утверждает менеджер по продажам компании по разработке курсов Лариса Спиридонова. – В частности, нам пришлось приостановить набор в бизнес-группы, где речь идет о рекламной и PR-поддержке новых проектов: по понятным причинам эта отрасль сейчас практически не востребована. Зато возрос интерес к тренингам личностного роста и антикризисного управления. Приток слушателей отмечают преподаватели компьютерных курсов. Оно и понятно: те, кто попал под сокращение, спешат получить вторую специальность. Что же касается женских и досуговых направлений, то там все осталось без изменений».
   Лидером среди курсов «для души» по-прежнему остаются творческие мастерские. Изначально их целевая аудитория складывалась в основном из тургеневских девушек и домохозяек, неравнодушных к батику, печворгу и оригами. Но со временем, когда список занятий пополнился курсами по дизайну ландшафтов и интерьеров, изготовлению украшений, мастер-классами для начинающих фотографов и режиссеров, на семинары зачастили светские львицы, студенты и даже бизнесмены.
   «Занятия в творческих мастерских – это в первую очередь хобби, – утверждает руководитель одного из столичных досуговых центров Тамара Новикова. – Но бывает, что подобные курсы становятся пропуском в профессию. Специальность «дизайнер» – лучшее тому подтверждение. Как только у нас открылась соответствующая мастерская, она стала пользоваться невероятной популярностью у домохозяек, задумывающихся о том, как перестроить собственную кухню. Затем к нам потянулись гламурные девушки, сделавшие эту профессию модной. Практически то же самое произошло и с курсами фотомастерства: желание делать более или менее качественные снимки на семейных торжествах для многих переросло в настоящую страсть».
   Для привлечения мужской аудитории большинство досуговых центров добавили в свой репертуар специалистов по экстремальным увлечениям. Кроме возможности постичь национальные особенности рыбалки и охоты столичные клерки могут попробовать себя в качестве йога, промышленного альпиниста, капитана корабля и даже шамана. «Наибольшее число посетителей мы отмечаем на занятиях по контраварийной езде и тренингах по выживанию», – говорит тренер по экстремальным видам спорта Олег Стрельцов.
   Впрочем, основную статью дохода компаниям по организации курсов обеспечивают все же женщины. «70% наших посетителей – это работающие женщины от 25 до 45 лет, – не скрывает г-жа Новикова. – Их в первую очередь интересуют отношения с противоположным полом. Если девушка одинокая, то она, скорее всего, запишется на курсы типа «как найти мужчину мечты» или «искусство флирта». У замужних дам пользуются спросом тренинги по воспитанию детей или преодолению кризисных моментов в браке».
   Впрочем, некоторые занятия интересны для всех женщин вне зависимости от их возраста и семейного положения В первую очередь речь идет о занятиях в школе гейш, включающих в себя не только секреты обольщения восточных красавиц, но и обучение чайной церемонии и японским национальным танцам. Не меньшим спросом пользуются и курсы стриптиза, прививающие не столько гибкость и пластичность, сколько умение себя подать.
   Однодневные экспресс-семинары – последняя новинка московских досуговых центов. Подобные краткосрочные курсы подразумевают не более трех занятий, однако за это время можно научиться заплетать афрокосички, гадать на картах Таро или играть в покер.
   «В связи с повальным увлечением кальяном многие компании открыли у себя соответствующие занятия, – пояснила г-жа Спиридонова. – Так что теперь любой желающий, пройдя обучение, может самостоятельно приготовить кальян для себя и своих друзей или просто при случае козырнуть своими знаниями».
   В такой же сжатой форме начинающие натуралисты могут прослушать лекцию о том, как правильно ухаживать за домашними питомцами, любители живописи – как заработать деньги на своем увлечении, а заядлые туристы – как совершить кругосветное путешествие.
   В последние годы российская столица превратилась в настоящий рай для гурманов. Однако, по словам специалистов, для того, чтобы по-настоящему оценить предложенные яства, без специальных знаний не обойтись. Поэтому вслед за шикарными ресторациями в Москве начали открываться и специальные курсы, на которых учат разбираться в винах, виски и коньяках, правильно выбирать сигары и расправляться с устрицами.
   «Спрос на подобные занятия был просто огромным, – утверждает организатор курсов Иван Бочкин. – Разумеется, первыми к нам потянулись бизнесмены, которые по роду деятельности вынуждены часто ездить в загранкомандировки. И чтобы не ударить в грязь лицом перед более утонченными иностранными партнерами, они хотели получить некий ликбез по светским манерам. Вслед за ними пошли просто ценители сигар или вин, которые хотели расширить свои знания или приобрести практические навыки. Последними к нашему клубу стали присоединяться начинающие светские львы, пытающиеся с помощью подобных знаний пустить окружающим пыль в глаза и стать своими в высшем обществе».
   Однако с началом неразберихи на финансовых рынках посетителей у таких курсов заметно поубавилось. Впрочем, завсегдатаи этих заведений надеются на скорейшее завершение финансового кризиса, веря в неизбежное возрождение интереса к дорогим удовольствиям.