03.02.2009 Эксперты прогнозируют двукратное повышение цен на лекарства Вчера Госдума объявила о подготовке экстренного законопроекта, который запрещает госзакупки лекарств на аукционах, проводить их нужно будет только на конкурсной основе. Депутаты надеются, что это уменьшит коррупцию и позволит покупать не только дешевые, но и качественные препараты. Качество, конечно, необходимо, но в условиях финансового кризиса на первый план для населения выходят все же цены. В среднем с 1 января стоимость лекарств увеличилась в среднем на 11%, а по разным препаратам – от 1 до 20%. Основная причина – ослабление рубля. По оценкам маркетинговой компании DSM Group, в натуральном выражении 37% российского рынка готовых лекарственных средств составляют иностранные препараты. В стоимостном выражении на импорт приходится уже 76%, поскольку из-за рубежа ввозятся в основном дорогие лекарства. Однако в действительности ситуация еще хуже. «Дело в том, что многие отечественные компании производят препараты из зарубежного сырья. С учетом этого импорт составляет 90% рынка», – пояснил исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Геннадий Ширшов. Поэтому неудивительно, что сегодня основным игроком на фармацевтическом рынке является Центробанк. «Лекарственная инфляция» в 2009 году составит 20%, прогнозируют в DSM Group. В 2008 году она была на уровне 13% (почти как обычная инфляция), хотя еще в 2007-м медикаменты дорожали намного медленнее. «На самом деле, насколько подорожают лекарства, знает только Центробанк. В аналогичной ситуации в посткризисном 1999 году рынок в рублях вырос в два раза», – заявил генеральный директор DSM Group Александр Кузин. На подорожание, связанное с курсом рубля, наложились дополнительные негативные факторы. Растут ставки по кредитам, тарифы на перевозку и аренду, и бизнесмены закладывают эти расходы в цену лекарств. В Росздравнадзоре отмечают, что аптеки пока чувствуют себя хорошо, а вот по производителям кризис уже ударил. В Красноярском крае крупнейший производитель антибиотиков сократил около 1,1 тыс. специалистов. Вдобавок три завода приостановили выпуск ампульной продукции. Кроме того, до 1 марта в Москве ликвидируются все таможенные посты, а товары будут направляться непосредственно в регионы. Затем начнется вывод таможен из Петербурга. Эта программа принималась, чтобы избавить крупные города от большегрузных автомобилей – одной из причин дорожных пробок. «Однако лекарственные препараты – не простой товар. Он требует соблюдения специальных правил хранения, лаборатории для анализа и других условий. Сейчас все это уже практически ликвидировано в Москве, но замены в регионах не создано. А ведь две трети всех лекарственных препаратов проходили таможенное оформление именно в столице», – сообщил источник в фармацевтической отрасли. Увеличение времени оформления и изменение цепочки поставок, естественно, будут заложены в цены. Еще в декабре глава Росздравнадзора Николай Юргель заявил, что ведомство приступило к разработке антикризисных мер. «Важно также создать механизм «замораживания» цен на лекарства, закупаемые по государственным программам, и препараты из перечня жизненно необходимых лекарственных средств», – сказал чиновник. Специалисты же убеждены: влиять на цены государство практически не может. «По российскому законодательству можно устанавливать только предельную торговую надбавку на цены лекарств из реестра жизненно важных и необходимых средств. Реестр включает далеко не все препараты, предельные оптовые и розничные надбавки в сумме ограничены 40%, и, наконец, если отпускная цена увеличится, то и надбавка возрастет», – пояснил Геннадий Ширшов. Единственное, что, по его мнению, может сделать правительство – установить цены на аукционах по обеспечению необходимыми лекарственными средствами – ОНЛС (раньше это называлось ДЛО – дополнительным лекарственным обеспечением льготников), скажем, на 20% ниже. Но ОНЛС составляет лишь пятую часть рынка в денежном выражении. Директор по развитию портфеля крупной аптечной сети Герман Иноземцев считает, что государство все-таки может не только это. «В Европе завод-производитель имеет возможность выпускать препараты с одним международным непатентованным названием, но под разными брендами на одной производственной линии», – рассказал он. В результате в аптеках стоят не только дорогие брендированные лекарства, значительную долю стоимости которых составляют затраты на международную рекламу, но и их дешевые местные аналоги, выпущенные под брендом аптеки. По словам г-на Иноземцева, из-за того, что российское законодательство подобной практики не разрешает, его сеть производит лекарства под своей маркой за рубежом, лишая отечественные заводы заказов на 1 млрд руб. При этом препарат, произведенный в России, мог бы стоить на 20–30% дешевле импортного аналога. Те же трудности испытывают и другие российские аптечные сети. Добавим, что, по подсчетам ФАС, в России 73,5% аптек принадлежат частным собственникам, а, например, в Москве – более 90%. Это тоже ограничивает возможности госрегулирования. По оценкам DSM Group, средняя стоимость упаковки в 2008 году составила более 57 руб., а средний россиянин потратил на лекарства из собственных средств 1670 руб. (или 67 долларов). При этом, по данным Росстата, ежемесячные подушевые доходы составили 15106 руб. Подорожание даже на 20% приведет к тому, что доля лекарств в доходах россиянина, которые вряд ли в 2009 году увеличатся, составит как минимум 13%. |