30.01.2009  Тюменская область: через несколько лет лесная отрасль станет прибыльной

   Правительство ХМАО не расстается с мечтой зарабатывать деньги на лесной отрасли: 28 января на совещании у полпреда по УрФО Николая Винниченко губернатор ХМАО-Югры Александр Филипенко представил проект развития экономики региона за счет создания пяти кластеров, в том числе и лесного. Однако их соседи в Тюменской области считают, что идея диверсификации экономики регионов Западной Сибири за счет лесного комплекса привлекательна, но пока мало реализуема.
   В декабре прошлого года правительством Тюменской области был утвержден Лесной план региона. Этот базовый документ служит основой для создания всех нормативных актов, вплоть до регламентов лесничеств, утверждает порядок заключения долгосрочной аренды на использование лесных участков. Кроме того, работа над созданием Лесного плана позволила оценить потенциал лесной отрасли региона и составить стратегию ее развития на 10 лет. И чиновники, и предприниматели не строят иллюзий: мечта о том, что тюменские леса смогут приносить серьезный доход казне, еще долго будет оставаться только мечтой.
   За прошлый год лесная отрасль Тюменской области принесла областному бюджету 63 млн рублей налоговых отчислений – в 1,5 раза больше, чем в 2007 году. Объем налогов, поступающих в федеральный бюджет, растет еще быстрее: по сравнению с 2007 годом налоговые отчисления увеличились больше чем в 2,5 раза – до 269 млн рублей. «Отчисления в федеральный бюджет уже превышают объем субвенций, который Правительство РФ выделяет для лесной отрасли Тюменской области. Таким образом, для федеральной казны эта сфера уже стала прибыльной. Что касается областного бюджета, здесь дела обстоят не столь блестяще – тратим мы гораздо больше, чем получаем. В прошлом году пришлось вложить значительные средства в техническое перевооружение отрасли: износ оборудования составлял 70% – 80%», – рассказал директор департамента лесного комплекса Тюменской области Андрей Мединцев.
   В основном доход бюджетов формируют отчисления с арендных платежей за пользование лесными участками. Как сообщил Андрей Мединцев, согласно лесному кодексу, на участки леса, передаваемые в аренду, проводится аукцион. Базовая ставка, выплачиваемая арендаторами, уходит в федеральную казну, все, что организаторы аукциона выручили сверх базовой ставки, пополняет областной бюджет. Конечно, некоторую часть отчислений составляют налоги от лесозаготовки и деревообработки.
   Однако и чиновники, и предприниматели сходятся во мнении: на этом сегменте больших денег не заработать. «Лесопиление – это не тот бизнес, который приносит большие деньги, и серьезно не меняет структуру экономики. Ощутимую прибыль может давать производство продукции более высоких переделов: целлюлозные производства, крупные заводы, производящие древесные плиты», – отметил председатель ассоциации лесозаготовителей и деревообработчиков Тюменской области, председатель совета директоров группы компаний «КАРСИККО» Евгений Марков.
   Сегодня в лесной отрасли Тюменской области занято около 360 различных предприятий, но продукцию высокого передела (древесные плиты, мебель, материалы для деревянного домостроения) изготавливают единицы. Крупнейшие – «Загрос», «Карсикко», «Сибжилстрой», ДОК «Красный октябрь» и Тюменский фанерный комбинат. Кроме того, как считает Евгений Марков, в ближайшие несколько лет в связи с кризисом инвесторы не будут вкладывать деньги в отрасль. «Сейчас многие говорят про то, что в Тюменской области шведский концерн ИКЕЯ будет строить завод по производству полуфабрикатов для изготовления мебели. Да, они выиграли аукционы на право заключения договоров аренды лесных участков и занимаются отводом площадки. Но на организацию лесозаготовок уйдет минимум три года. Плюс два года – на строительство фабрики. К тому времени кризис точно завершится. Да и объем выручки, которую даст производство, существенно не изменит структуру экономики. Для Ишима появление такого предприятия – действительно значимое событие. Однако на лесную отрасль региона это повлияет не сильно», – считает Евгений Марков.
   Кроме того, как отмечают участники рынка, найти инвестора и построить завод – не слишком сложно. Гораздо труднее найти рынок сбыта. В наиболее выгодном положении оказываются лесные комплексы регионов, которые имеют возможность экспортировать древесину за границу: Северо-западный регион, Приморье, Красноярский край. Основными потребителями продукции являются Китай и Финляндия. Лесопромышленникам этих субъектов не обязательно даже налаживать производство для глубокой переработки, за границу отправляют круглый лес (необработанную древесину). А в период кризиса предприниматели этих регионов могут еще и «сыграть» на девальвации рубля, продавая лесную продукцию за валюту и получая большую прибыль по сравнению со своими соседями, ведущими расчеты в рублях. Правда, с первого января 2010 года лесные экспортеры будут лишены и такой возможности заработать: заградительные пошлины на вывоз леса за границу вырастут с сегодняшних 20 до 80%.
   У лесопромышленников центральных районов России такой возможности нет: они работают на внутренний рынок, потребности которого ограничены. «Мы вынуждены уходить в сегменты деревянного домостроения, изготовления мебели и даже производства древесного угля, потому что на внутреннем рынке на круглом лесе заработать невозможно, но даже уровень потребления нашей продукции ограничен. У наших соседей – в ХМАО – компания «Югра-Плит» собирается в этом году запустить завод по производству ДСП. Я очень рад, что такие проекты появляются, но выйти на рынок, особенно в период кризиса, им будет непросто», – отметил Евгений Марков.
   Тюменские предприятия лесной отрасли уже испытали на себе негативное влияние кризиса: в последнем квартале прошлого года динамика роста лесозаготовки и деревообработки серьезно снизилась – с 40% практически до уровня стагнации. На это повлияло резкое падение спроса со стороны, например, строительного комплекса. Мебельная отрасль пока сохраняет обычные темпы роста, но, как рассказал Андрей Мединцев, тюменские мебельщики приступили к анализу линейки своих продуктов для того, чтобы соответствовать изменившимся потребностям покупателя.
   По оценкам председателя ассоциации лесозаготовителей и деревообработчиков Тюменской области, экономический кризис приведет к падению объема производства предприятий отрасли в среднем на 15%. «Для того чтобы не перешагнуть этого порога, мы сейчас делаем все. Некоторые предприятия кризис заставил сплотиться: они работают вместе, оптимизируя свои расходы. Руководство практически всех предприятий задумалось о способах снижения себестоимости продукции. Так что, я уверен, отрасль выстоит», – отметил Евгений Марков.
   Исходя из оценок властей и бизнеса, можно сделать вывод, что у лесной отрасли Тюменской области очень большой потенциал, но для того, чтобы она приносила значимый доход, необходимы очень серьезные вложения – на уровне государства или крупнейших российских корпораций. С помощью разовых вложений инвесторов сложно решить проблему расширения рынка сбыта (для этого нужны колоссальные вливания в соответствующую инфраструктуру) и найти новых потребителей (для этого необходим бурный рост смежных отраслей, например, деревянного домостроения). Возможно, лесная отрасль Тюменской области действительно станет статьей диверсификации экономики, однако на данный момент она представляется экспертом делом будущего.