28.01.2009  Чувашия: перспективы потребительского рынка выглядят неутешительно

   Минэкономразвития Чувашии прогнозирует снижение темпов роста объемов розничного товарооборота и платных услуг в течение 2009 года. Об этом заявил заместитель министра экономического развития и торговли Чувашии Александр Быченков на заседании Совета по вопросам потребительского рынка.
   "Торговля - одна из самых уязвимых сфер экономики. Проблемы продаж розничных товаров стали первым вестником приближающегося кризиса. Эксперты видят три главные причины сложившегося положения: во-первых, ухудшение платежеспособности населения страны, во-вторых, неблагоприятные макроэкономические факторы, в-третьих, "заградительные меры" самих банков. Таким образом, перспективы первого полугодия выглядят неутешительно. Прогнозируемое снижение платежеспособности населения повлечет снижение достигнутых темпов роста объемов розничного товарооборота и платных услуг в течение 2009 года", - подчеркнул Быченков.
   По словам чиновника, доля потребительского рынка в структуре валовой добавленной стоимости Чувашии составляет более 14%, по значимости уступая только промышленности. Говоря об итогах развития потребительского рынка, Быченков сообщил, что в 2008 году наблюдался устойчивый рост физической массы оборота розничной торговли и общественного питания. В прошлом году по сравнению с 2007 годом общий объем оборота розничной торговли возрос на 15%, оборот общественного питания увеличился на 17,4%. Объем платных услуг увеличился на 3,9%, бытовых услуг населению - на 101,6%.
   По темпам роста объемов розничного товарооборота Чувашия в 2008 году занимала восьмое место среди регионов Приволжского федерального округа, объемов оборота общественного питания - четвёртое, объемов платных услуг - 11 место.
   Доля непродовольственных товаров в обороте розничной торговли, являющаяся одним из показателей качества жизни населения, составила в 2008 году 52,7% (в 2007 году - 51,5%). Товарные запасы оставались стабильными: уровень запасов в днях торговли составил 34 дня (в 2007 году - 23 дня).
   Высокие темпы роста показателей сферы потребительского рынка позволили обеспечить положительный сальдированный финансовый результат организаций сферы оптовой и розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, где средняя численность работников превышает 15 человек. За 10 месяцев 2008 года темп роста полученной ими прибыли составила 136% к соответствующему периоду 2007 года, за 11 месяцев - 118,3%. "То есть в ноябре 2008 года последствия финансового кризиса уже сказались на эффективности деятельности организаций сферы потребительского рынка", - заметил Быченков. На 1 декабря 2008 г. по сравнению с 1 сентября 2008 года доля убыточных организаций в данной сфере увеличилась с 15,7% до 20%. По состоянию на 1 сентября 2008 года по доле убыточных организаций в сфере торговли среди регионов ПФО республика занимала 3 место, на 1 декабря - 7 место.
   По состоянию на 1 декабря 2008 года просроченная кредиторская задолженность организаций сферы оптовой и розничной торговли поставщикам составили 71,1 млн рублей, просроченная дебиторская задолженность покупателей - 46,8 млн рублей.
   В 2008 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сферы оптовой и розничной торговли составила по Чувашии 9.128,6 рублей, сферы гостиниц и ресторанов - 7.198,4 рубля, что составляет к среднереспубликанскому показателю (11.437,3 рубля) 81,7% и 62% соответственно. Темп рост заработной платы в данных сферах составили 126,4% и 132,8% к уровню 2007 года. По уровню средней заработной платы в сфере торговли и общественного питания Чувашская Республика среди регионов ПФО занимает 11 место. Необходимо отметить, что в ноябре впервые отмечено снижение уровня заработной платы по отношению к предыдущему месяцу. В сфере торговли он снизился на 2,7%, гостиниц и ресторанов - на 5,7%. "То есть и здесь отмечено влияние финансового кризиса", - обратил внимание заместитель министра.
   Он также обозначил ряд задач на 2009 год, числе которых - повышение социальной ответственности руководителей организаций сферы потребительского рынка и предпринимателей перед своими работниками, недопущение необоснованных увольнений и сокращений уровня заработной платы. "Необходимо направить усилия на разъяснительную работу о необходимости пересмотра руководителями организаций сферы потребительского рынка и услуг своей кадровой политики, а также форм и методов работы, направленной на совершенствование ассортиментной политики, сокращение неоправданных расходов, повышение эффективности работы маркетинговой службы", - отметил Александр Быченков.
   Докладчик напомнил, что в Чувашии утверждена республиканская целевая программа дополнительной поддержки занятости населения на 2009 год, комплексный план действий органов исполнительной власти, предусматривающий меры по преодолению финансового кризиса, и создана антикризисная комиссия по повышению, а при ней - рабочая группа по малому предпринимательству и товарному рынку, "которая должна способствовать оперативному решению проблем в сфере потребительского рынка, связанных с финансовым кризисом".