27.01.2009  Екатеринбург: специфика развития мебельного рынка

   Екатеринбург – город с высокой плотностью мебельного рынка. Плотность рынка характерна как для области производства, производства-продажи, так и для ритейла. В Екатеринбурге работает 238 предприятий, имеющих собственные экспозиционные площадки и торговые помещения. Стопроцентный ритейл представляют порядка 35,71 процента из общего количества предприятий. Всего же, производством и продажей мебели по данным компании «Мика-рейл» (Москва) в Екатеринбурге занимаются 368 предприятий и организаций. Из них крупным оптом занимаются – 96 предприятий, мелким оптом – 116 мебельщиков.
   Согласно данным проведенного Ассоциацией уральских мебельщиков исследования (контрольную группу составили 100 предприятий), екатеринбургские оптовики и предприятия ориентируются на собственное производство. Однако порядка 63 процентов крупных поставщиков также являются дилерами или имеют партнерские контракты с другими предприятиями и организациями, как с местного рынка (24% процента), так и с компаниями, находящимися за пределами Свердловской области (39%).
   Товары, производимые в центральных районах России, представляют 20% опрошенных, 28% - имеют несколько дилерских контрактов. Компании предпочитают реализовывать мебель местного производства, что вполне объяснимо. Так как в городе широко развито собственное мебельное производство, прибегать к услугам иногородних компаний многим предприятиям попросту невыгодно.
   Есть в Екатеринбурге и компании, не наладившие дилерские связи с крупными поставщиками, а также не имеющие постоянных дилерских контрактов, но их не более 1-2% от общего числа. В основном это новички на мебельном рынке.
   Что касается непосредственно производства мебели, то по официальным данным в Екатеринбурге работает 96 мебельных предприятий. Впрочем большинство игроков рынка считают, что это не менее 120-130 компаний. Ассортиментная линейка выпускаемая этими предприятиями товаров достаточно широка: основной процент занимает корпусная мебель, практически равными долями выступает офисная и кухонная мебель, четвертое место согласно долям производимых товаров отводится мягкой мебели, и около 8-10 процентов рынка удерживает мебель по индивидуальным проектам.
   По словам руководителя компании «Медис» Владимира Крестовикова, сегодня в Екатеринбурге активно развивается целый ряд сегментных линеек. Наибольшее развитие отмечается в среднем ценовом сегменте. Связано это с тем, что все больше горожан уходят в своих предпочтениях от мебели эконом-класса, выбирая качество и надежность, а зачастую и руководствуясь соображениями престижа. Производителям тоже выгодно развивать эти направления. С одной стороны, производство мебели в данных ценовых сегментах не требует закупки дополнительных приспособлений и повышения квалификации персонала, но с другой стороны, именно средний ценовой сегмент обеспечивает достаточно высокий порог рентабельности производства продукции и для компании-производителя, и для продавца. Впрочем, ниши элитной мебели и эконом-сегмента также закрыты предложениями мебельщиков.
   Наименее развитый сегмент производства - мебель для медицинских учреждений и организаций. Производством этой мебели занимается всего 2,9 процента от общей доли рынка, продажей - 6,8 процента.
   Что же касается дилерских предложений, исследования показывают, что к рассмотрению участия в сотрудничестве готово 32% аудитории исследований, в том числе эти предложения могут исходить от иногородних компаний.
   С точки зрения потребителей статистика иная. Согласно полученным данным, нехватку предложений в сегменте «эконом» ощущают 28% опрошенных потребителей продукции этого сегмента, в среднем сегменте - 13% опрошенных потребителей продукции этого сегмента, «средний плюс» - 9,6% опрошенных потребителей продукции этого сегмента, «элит» и «супер-элит» - 14,2%.
   Недостаточно высокий уровень работы с банками и кредитными предложениями отмечают 33% посетителей салонов, готовых купить мебель. Иными словами жители Екатеринбурга средне-лояльны к появлениям новых предложений. Следовательно, несмотря на значительную плотность рынка производства мебели, Екатеринбург еще не исчерпал всей своей потребительской емкости, а значит и привлекательности для новых, перспективных предложений.