26.01.2009 Дорогой доллар вынуждает ритейлеров сокращать ассортимент Рост курса доллара к рублю и удорожание импортной продукции, доля которой в продуктовых магазинах достигает до четверти ассортимента, вынуждают розничных операторов проводить более гибкую политику в отношении поставщиков и сокращать ассортимент. По данным исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ильи Белоновского, доля импорта в продуктовой рознице составляет от 5 до 25%, в непродуктовой - не менее 50%. При этом доля импорта в продуктовой рознице зависит от формата магазина, отмечает директор по связям с общественностью и инвесторами X5 Retail Group Анна Карева. По ее словам, в дискаунтерах доля импорта ниже, чем в супермаркетах и гипермаркетах. "Во всех форматах мы делаем акцент на отечественного производителя, поэтому ценообразование на большую часть продуктов в наименьшей степени зависит от курса доллара или евро. Но при этом влиять на цены может повышение закупочных цен на сырьевые товары. Например, с начала 2009 года оптовые цены на сахар выросли почти на 30%. Пока ситуация под контролем и в сетях есть запасы, закупленные по старой цене, их хватит на какое-то время. Какими будут дальше цены в рознице, сложно сказать", - говорит Карева. Кроме того, повышение стоимости сахара, скорее всего, будет отражаться и на ряде других продуктов, в производстве которых используется сахар, добавляет она. "Так как мы стараемся предложить своим покупателям самые доступные цены, то зачастую нам приходится сдерживать рост розничных цен за счет собственных ресурсов. Например, продуктовая инфляция в магазинах X5 в декабре 2008 к декабрю 2007 была 12,9%, в то время как в среднем по стране в продуктовом сегменте она составила 16,5%", - отмечает Карева. По словам пресс-секретаря компании "Лента" (сеть гипермаркетов эконом-класса) Светланы Афанасьевой, в их компании в 2007-2008 годах разница между ростом закупочных от поставщиков и розничных цен составила несколько процентных пунктов. "То есть мы приняли на себя часть повышения цен", - уточняет она. В супермаркетах (которые как правило позиционируются в среднеценовом сегменте) доля импорта в ассортиментной линейке выше. Но даже из-за его удорожания ритейлеры от него не могут отказаться, предпочитая в таком случае лучше сократить ассортимент импортной продукции. "У таких продуктов, например, как французские вина и сыры, по сути, нет отечественных аналогов. И мы ожидаем, что, несмотря на кризис, сохранятся покупатели, которые не готовы перейти, например, с французского вина на отечественное. А если спрос на такие товары будет падать, то произойдет естественная корректировка ассортимента, его "широты", то есть продаваться будут только те товары, которые пользуются спросом, произойдет сокращение числа брендов", - говорит Карева. В сети гипермаркетов "Лента" также считают необходимой корректировку ассортимента. "Например, если в начале прошлого года мы ставили себе соотношение уменьшить долю товаров низкоценового сегмента за счет увеличения доли эконом-сегмента, то сейчас мы уменьшаем долю товаров премиум-класса (она составляла около 20%) в сторону увеличения доли товаров эконом-класса (с 40 до 50%) и низкоценового сегмента (около 30-40%). Активно развиваем линейку товаров частных торговых марок. В начале 2008 года доля таких товаров составляла около 5%, сейчас - около 8%, и мы планируем увеличить этот показатель до 10%", - отмечает Афанасьева. По словам ритейлеров, из-за того, что поставщики повышают оптовые цены, и розничные цены неминуемо будут расти. Но при этом, указывает Карева, тенденции ценообразования в ритейле сегодня смешанные: "С одной стороны, на фоне снижения цен на ряд сырьевых товаров было бы логично увидеть снижение закупочных цен, но зачастую поставщики отечественной продукции без экономических обоснований повышают цены". В "Ленте" отмечают, что хотя и более гибки в отношениях с поставщиками, которые настаивают на увеличении цен, но все равно будут "учитывать интересы покупателей" - покупать товары по низким ценам. При этом, несмотря на рост цен, продуктовые ритейлеры утверждают, что падения покупательского спроса не фиксируют. В Х5 признают, что в четвертом квартале был очевиден некоторый переход покупателей в дискаунтеры, но в основном в регионах. При этом в Москве и Санкт-Петербурге сохранялись высокие темпы прироста покупателей и в супермаркетах "Перекресток", добавляет Карева. В дорогих магазинах также не отмечают сокращения покупателей. В "премиум-сегменте" доля импорта самая высокая, но, как говорит генеральный директор сети супермаркетов "Азбука Вкуса" Владимир Садовин, удорожание импорта не является критичным для клиентов сети. "Мы, в свою очередь, стараемся сделать так, чтобы покупатель чувствовал себя максимально комфортно: сохраняем широкое ассортиментное предложение и уровень сервиса", - отмечает он. Садовин также добавил, что кризис пока не коснулся тех покупателей, которые составляют ядро целевой аудитории "Азбуки вкуса". В то же время непродуктовые ритейлеры также говорят о росте розничных цен. "В связи с повышением курса доллара мы ожидаем постепенного роста цен на 10-20%. Это связано с тем, что производители поднимают закупочную цену на свою продукцию. Также ожидается некоторое снижение покупательской активности", - отмечают в "Эльдорадо", при этом указывая, что "покупательская активность после Нового года всегда снижается, и это никак не связано с текущей экономической ситуацией". В качестве антикризисных мер "Эльдорадо" оптимизирует товарные линейки и сокращает издержки, а также проводит специальные акции и улучшает логистику. В "Евросети" ожидают, что цены на некоторые товары могут вырасти весной. "Но так как мы большая компания и объемы закупки товара у нас соответствующие, то "Евросеть" может претендовать на скидки от производителей. Возможно, нам удастся обойтись без ощутимого повышения цен на телефоны", - сказала пресс-секретарь "Евросети" Наталья Аристова. Если ритейлеров и импортеров рост доллара вынуждает договариваться и принимать различные антикризисные меры, то для экспортеров дорогой доллар только выгоден. Однако, как отмечают эксперты, в первую очередь для тех, кто успешно пролонгировал контракты поставок и не обременен большим валютным долгом. Речь идет о компаниях-экспортерах, которые не зависят от импортных поставок сырья. |