14.01.2009  Коломна: малый бизнес готовится пережить кризис

   Древняя Коломна (114 км к югу от Москвы, около 150 тыс. жителей) входит в 2009 год с тревогой. Торговля и сфера услуг боятся убытков – потребители стали заметно экономнее.
   Пассажиров московских электричек первыми встречают на привокзальной площади Коломны главные городские привратники – таксисты. По словам одного из них, «теперь ужас какой-то происходит, никто такси не берет – все экономят». Да и предложение явно превышает спрос: «Бомбил»-то развелось тьма, вон по городу ездят на иномарках – с работы поувольняли, теперь они все таксистами стали». О проблемах на рынке труда таксист знает не понаслышке: «Жену мою с мебельной фабрики с 1 января отправили в бессрочный отпуск без зарплаты. На 30% там сократили персонал».
   Продавец в магазине спортивных товаров, белокурая 40-летняя Светлана, сокрушается: «Я не представляю, как дальше жить. Зависящая от продаж часть зарплаты сильно упала. Вон лыжи, коньки стоят. А в том году по пять коробок за одну покупку уносили».
   Покупатель, 21-летний инвалид Михаил, заочно учится в одном из московских вузов и настроен в общем-то вполне оптимистично: «Знаете, если разобраться, то мы все время живем в состоянии кризиса. Не надо паниковать. Надо спокойно продолжать жить. Родители мои, конечно, переживают – мама на всякий случай гречки, риса и муки закупила, папа побаивается, как теперь его бизнес пойдет. Он держит контейнер на рынке, продает замки, дверные ручки, цемент, дачную сетку. Но я думаю, все выправится».
   Предпринимателям в Коломне действительно сейчас несладко, особенно мелким. Мороженщица Евгения Михайловна жалуется: «Прошлой зимой перед Новым годом на 2 тыс. руб. в день продавала. А теперь – на 200. Вот и живи, как хочешь». Те же проблемы у киоскерши Людмилы Петровны – спрос на газеты и журналы резко упал. Парикмахер Людмила раздраженно ворчит: «Сами они, что ли, стали друг друга стричь?!»
   Татьяна, продавец колбасно-мясной лавки, делится: «Мало, совсем мало сейчас продаж. Цены производители поднимают через день примерно на 8%. У меня покупатели в основном работники ЖБИ (завод железобетонных изделий), а им зарплату по два месяца не платят». Сергей, владелец небольшого вышивального предприятия, говорит, что заказы из Москвы сократились на 70%.
   Бизнес покрупнее тоже страдает. Наталья, продавец ювелирного магазина, рассказывает: «Меньше стали покупать золота. Придерживает народ денежки-то от страха, что вдруг есть нечего будет». Олег, продавец в сети электронных товаров, подтверждает: на 20% снизились продажи мобильников, ноутбуков и всего остального.
   Молодая пара, оба работают на Коломзаводе (старейшее в стране предприятие железнодорожной отрасли) рассказывают: «У нас говорят, что сократят 400 человек, причем не только пенсионеров». Они не скрывают зависти к работникам КБМ (Конструкторское бюро машиностроения). Там, по их словам, все ждут большого гособоронзаказа. Будет заказ – будут и работа, и деньги.
   Впрочем, не все в Коломне жалуются и расстраиваются. Многие представители цветочного, обувного и одежного бизнеса охотно рассказывают, что ничего страшного у них пока не происходит. Продажи чуть упали, цены чуть подняли, так что концы с концами сходятся.
   Сергей Иванович, директор магазина канцтоваров, например, твердо убежден, что все будет в порядке: «Я слышу о кризисе со всех сторон, но в своей жизни его не наблюдаю. Переживали мы и худшие времена, и лучшие. Не нужно кликать беду, она сама приходит к тем, кто ее ждет».