26.12.2008 Челябинская область: в 2009 г. В2В-компании перейдут на «антикризисные» продукты До сентября челябинский рынок бизнес-услуг активно развивался в большинстве направлений. Сегодня игроки занимаются актуализацией своего продукта и пытаются нащупать маркетинговые ниши, в которых спрос сохранился или даже увеличился. Осень 2008 г. разделила челябинский рынок b2b-услуг на состояние «до» и «после». Первые три квартала 2008 г. игроки прожили под знаком стабильности и устойчивого роста. Эксперты ожидали, что в ближайшие год-два сложившаяся ситуация сохранится, однако оптимистическим прогнозам не суждено было сбыться. «Бизнес по известным всем причинам перестал нуждаться в ряде услуг. Задачи «расширение и развитие» сменились на «сокращение и выживание». Таким образом, все маркетинговые, финансовые и HR-консалтинговые продукты, актуальные в период экономического роста в настоящее время не пользуются спросом. Так называемые «антикризисные» продукты тоже не воспринимаются на ура — первой реакцией менеджмента в ситуации кризиса является не поиск адекватных консалтинговых продуктов, а тотальное сворачивание «всех и всяческих» бюджетов», — с горечью говорит Инна Пекуровская, директор компании «HR-содействие». Персонал — первая статья расхода, на которой начали экономить компании; интерес к набору новых сотрудников в большинстве отраслей упал до нуля. «Ряд рекрутинговых проектов клиенты заморозили на неопределенный срок — те, которые требуют больших инвестиций, например, комплексный подбор персонала для новых филиалов и представительств или новых производств. Также существенно выросла дебиторская задолженность по реализованным ранее проектам», — рассказывает Людмила Соколова, директор агентства «Бизнес и Кадры». До кризиса рекрутинг в Челябинске показывал хорошие темпы роста — не менее 25-30% в год. Рост был вызван общим экономическим подъемом региона. Развитию рекрутингового бизнеса также способствовал обострившийся в середине года дефицит квалифицированного персонала. «По нашим оценкам, объем рынка был в районе 60-70 млн руб.», — отмечает Екатерина Иванова, директор рекрутингового агентства «ТИРС». Рост обеспечивался, в основном, за счет развития крупнейших игроков; концентрация, таким образом, возрастала. В 2008 г. в столице Южного Урала функционировало 20-30 рекрутинговых агентств. По мнению Ирины Ямиловой, руководителя направления рекрутинга по Уралу компании «АПРАЙТ», до 70% рынка делили между собой 5-6 лидеров. В их число, как и прежде, входят: филиал кадрового холдинга «АНКОР», «АПРАЙТ» (пришедший из Екатеринбурга) и собственно челябинские «Бизнес и Кадры», «ТИРС» и «Финансы и Кадры». Средняя рентабельность на местном рынке рекрутинговых услуг составила порядка 20%. Наиболее популярной услугой оставался традиционный подбор персонала, однако агентства начали активизироваться и в других, более прибыльных, направлениях. Рекрутеры стремились расширить спектр деятельности за счет введения смежных услуг: анализ рынка труда и заработных плат, разработка должностных инструкций и т. п. В условиях кризиса приоритеты меняются, однако внедрение актуальных дополнительных услуг эксперты ставят во главу угла. «В ближайшие 1-2 года, на наш взгляд, в структуре существующих рекрутинговых агентств могут начать активно развиваться такие направления, как аутстаффинг (вывод персонала за штат), аутплейсмент (работа с сокращенным персоналом) и масс-рекрутмент, так как эти технологии снижают издержки в управлении персоналом, — говорит Екатерина Иванова. — Еще до кризиса, в текущем году, совместно с крупным производственным предприятием мы разработали и внедрили технологию аутстаффинга и в 2009 г. планируем продолжить работу над этим проектом». По мнению экспертов, сегодня не время концентрироваться в узкой отраслевой нише. «На сужающемся рынке у компаний, специализирующихся на какой-либо одной отрасли, возникнут сложности», — считает Людмила Соколова. В то же время вследствие масштабного «выброса» на рынок соискателей, агентства смогут заработать на закрытии отдельных, наиболее востребованных позиций. Расходы на образование сотрудников и повышение их квалификации сегодня также отходят на второй план. «На обучение и развитие персонала челябинские компании и раньше тратили немного — не более 3% от общей выручки организации, а теперь эта сумма будет еще меньше», — отмечает Ксения Тысевич, директор департамента кадрового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит». Эксперты говорят о спаде на местном рынке бизнес-образования; в 2009 г. образовательный бизнес лишится большого числа мелких участников. В текущем году в среднем по челябинскому рынку бизнес-образования рост составил 25% (в 2007 г. рынок прибавил около 30%). По мнению аналитиков, помимо кризиса, основной причиной спада стал дефицит качественного продукта и квалифицированных преподавателей. Снижался объем сегмента долго- и среднесрочных корпоративных курсов из-за растущей стоимости и больших временных затрат. По словам экспертов, первый из обозначенных сегментов показал падение на 50%, второй не прибавил почти ничего. Многие клиенты сделали выбор в пользу вузовского образования как альтернативы долгосрочным бизнес-программам, а среднесрочные курсы заменили разовыми семинарами и тренингами. «Многие из московских и екатеринбургских бизнес-школ, предлагающих долгосрочные программы на местном рынке, этой осенью не смогли набрать слушателей. Фактически группу МВА удалось собрать только нам», — делится наблюдениями Ирина Просвирина, научный руководитель программы МВА ЮУрГУ, управляющий партнер консалтинговой группы «МИГ Инвест». Основной объем рынка (около 80% по количеству слушателей), как и ранее, обеспечивал сегмент краткосрочного бизнес-образования. По словам экспертов, в отличие от других секторов он развивался довольно стабильно. Краткосрочные программы в Челябинске предлагали порядка 50 компаний, большинство из которых — мелкие фирмы с 1-2 продуктами в портфеле. В современных условиях большинство из них обречено. «Не исключено, что сильные компании с рынка бизнес-образования купят конкурентов и тем самым усилят свои позиции. Этот процесс может начаться в течение ближайшего полугода», — прогнозирует г-жа Тысевич. Некоторые эксперты довольно оптимистично оценивают перспективы отрасли. «Скоро у клиентов пройдет первый шок, они привыкнут жить и работать в условиях кризиса. Им понадобится постоянное обучение и повышение квалификации. Я думаю, процесс образования станет непрерывным у всех: от топ-менеджеров до рядового персонала», — прогнозирует Ирина Просвирина. Консалтинговый бизнес в Челябинске тесно переплетен с другими сегментами рынка бизнес-услуг, такими как образование, аудит и рекрутинг, поэтому говорить о нем в отдельности сложно. Объем рынка определяется лишь приблизительно. По мнению части экспертов, на консалтинге в 2008 г. игроки заработали $4-5 млн. В начале года в среднем рост по челябинскому рынку консалтинговых услуг составил 30-40%, у некоторых игроков он был еще выше. «Консалтинг рос активнее, чем другие бизнес-услуги. Его развитие всегда заметнее, потому что технологии в этой сфере меняются быстрее, нежели в рекрутинге и образовании, — говорит Инна Пекуровская. — Самой главной тенденцией было развитие спроса на системообразующие консалтиновые продукты в управлении, в частности в управлении персоналом. Постановка системы управления персоналом или ее отдельных модулей (системы оценки, системы управления знаниями, системы работы с кадровым резервом) появилась в списке задач HR-служб предприятий на 2008-2009 гг.». Состав лидеров челябинского рынка консалтинга не изменился: крупнейшими игроками остаются «Листик и партнеры», «Аудит-Классик», «АРБ-консалтинг», «Эксперт», «ВнешЭкономАудит», «Аудит-Консалтинг Центр». Помимо этого, в сфере маркетинговых исследований эксперты выделяют компанию «Маркетинг Индустрия», а в нише инвестиционного консалтинга — «Корпорацию «СТРАТУМ» и Solar Investments. В то же время, по оценке самих игроков, ни одна фирма не может похвастаться рыночной долей, превышающей 5% — челябинский консалтинговый рынок слабонасыщенный. В 2008 г. вырос спрос на комплексные услуги: клиенты, обращаясь к консультантам по юридическим вопросам, со временем начинали поручать им также решение кадровых и финансовых проблем. Поэтому участники рынка активно расширяли свои штаты за счет привлечения узких специалистов: юристов, консультантов по разработке бизнес-процессов, экспертов по налогообложению. Кризис изменяет структуру заказов. «Могут подрасти продажи маркетинговых исследований, так как управленческие решения во время кризиса нужно принимать на основе свежей, динамично собранной информации. Востребован будет и консалтинг в области управления персоналом», — говорит Виктор Вальчук, директор компании «АРБ-консалтинг». Инна Пекуровская обращает внимание: «В обстановке стремительных изменений и крайней неопределенности мониторинг является наиболее адекватным инструментом быстрого реагирования, который позволит получить максимально точную информацию о сложившейся ситуации и провести ее всесторонний анализ. На собственные средства наша компания, совместно с Уральским аналитическим центром, в данный момент проводит масштабное исследование кадровой ситуации на предприятиях Южного Урала». Игроки делают упор на диверсификацию бизнеса. «Традиционно в нашей компании высокую долю в портфеле заказов составляет консалтинг в области права, но в текущем году мы показали неплохие результаты также в аудите и оценке. Помимо этого мы стали региональным партнером компании, специализирующейся на сопровождении сделок в сфере бизнес-брокериджа, и это направление развивается успешно. Финансовый кризис подтолкнул нас выделить в самостоятельное подразделение работу с задолженностью предприятий», — говорит Игорь Милютин, управляющий партнер консалтинговой группы «Партнер». Перспектива прихода в Челябинск федералов, пугавшая местных игроков, отодвинулась на неопределенный срок. Это дает челябинцам возможность укрепить свои позиции и занять пустующие ниши. «Сильнее всего в результате кризиса пострадают компании, не имеющие диверсифицированной линейки продуктов, и, понимая это, участники рынка будут активно развивать дополнительные направления деятельности», — резюмирует Екатерина Иванова. |