22.12.2008 Спрос на бытовую технику не растет даже в преддверии Нового года Новогодний покупательский бум, которого с нетерпением ждут производители и продавцы потребительских товаров, может не оправдать их надежд. На Западе в этом году нет практически никакого ажиотажа вокруг бытовой электроники, которая в докризисные в качестве подарка шла на ура. А для россиян «техника», как уверяют социологи, никогда не была в числе самых популярных презентов – дорого. В этом году желающих удивить и порадовать близких «навороченной» новинкой стало еще меньше. Помимо того, что финансовый кризис снизил доходы населения, а вместе с ними и потребительский спрос, ситуация с бытовой техникой усугубляется еще и резким удорожанием доллара и иены по отношению к остальным мировым валютам. В результате с ростом расходов столкнулись многие производители потребительской электроники, которые не опускают, а поднимают цены на свои товары. Резко сокращают прогнозы по прибыли японские гиганты вроде Sony и Panasonic Corp. Не лучшим образом обстоят дела и у финского производителя сотовых телефонов Nokia, который в начале декабря заявил, что ожидает резкое падение спроса на свою продукцию, в том числе и на сотовые телефоны. Восточная Европа, которая в прежние годы легко «переваривала» любые объемы продаж перед Новым годом, сегодня – неважный помощник. По последней статистике, основные валюты этого региона потеряли за последние пять месяцев около 40% к доллару и около 13–23% к евро. Отсюда и снижение покупательной способности, если речь идет об импортной технике. «Причем есть все основания полагать, что обесценивание этих валют продолжится как минимум до конца следующего года», – отмечает фондовый менеджер инвестиционной компании Avaron Asset Management Питер Присалм. Дальнейшее усугубление ситуации на валютном рынке станет настоящей катастрофой для компаний, производящих потребительскую электронику, заключают эксперты. Все вышеперечисленное в полной мере относится и к России. Рубль стремительно падает по отношению к доллару и евро, что делает импортную продукцию значительно дороже. Кроме того, и самих рублей у населения стало меньше. По последним данным Росстата, реальные денежные доходы россиян в ноябре упали на 6,2% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Приобретение товара в кредит в нынешних условиях – тоже не лучший вариант. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин считает, что в данной ситуации не очень нужные покупки лучше отложить до лучших времен. «Нужно экономить, отказываться от всех кредитов – на бытовую технику, автомобиль и прочие предметы далеко не первой необходимости. Во-первых, они стали дороже, во-вторых, есть риск потерять работу и зарплату», – заметил эксперт. Опрос, проведенный на прошлой неделе «НИ», показал: большинство россиян собираются потратить на новогодние подарки не более 5 тыс. руб. Понятно, что бытовая техника в эти ценовые рамки просто не вписывается. Впрочем, электроника и без того не входит в традиционное представление россиян о подарках. По данным ВЦИОМ, самыми популярными вариантами новогодних презентов близким и друзьям у россиян являются сувениры (37%), конфеты, алкоголь и деликатесы (30%), игрушки (28%) и парфюмерия с косметикой и бижутерией (21%). |