22.12.2008  Санкт-Петербург: кризис - повод сделать подарок

   Финансовый и экономический кризис сделали свое дело на рынке бизнес-сувениров: во-первых, появились "антикризисные" подарки, во-вторых, просел сегмент "эконом-сувениров".
   В 1998 г. всем казалось, что кризис - это конец. Десять лет спустя компании прагматично сокращают затраты и рассчитывают, как долго продлится спад и в каком состоянии отрасли выйдут к новому витку развития. И если от новогодней корпоративной вечеринки в ресторане отказались, по данным Высшей школы экономики, почти 55% компаний, то от других корпоративных расходов, в том числе и бизнес-сувениров, - только 14%.
   Рынок бизнес-сувениров уже предлагает подарки на тему борьбы с финансовым и экономическим хаосом. Говорят, по популярности они превосходят бывшие в последние годы в фаворе дорогие бизнес-подарки, что-то вроде портмоне со стразами. Сувениры, предлагаемые сегодня как антикризисные, назвать таковыми можно условно.
   В середине года, когда готовились каталоги бизнес-подарков, об актуальности темы кризиса их производители, конечно, не думали. А так как главный принцип таких подарков - снять стресс и агрессию, то в разряд антикризисных попали все так называемые "игрушки для битья". Другое дело, насколько они вписались в тему. Из тех, что удалось отыскать, возможно, самой оригинальной оказалась подарочная коробка "Кузькина мать" с одной туфлей внутри. Как ею пользоваться, в свое время показал Никита Хрущев, а тем, кто забыл, недавно напомнил иракский журналист на пресс-конференции с Джоржем Бушем. Также в разряд антикризисных попали сувениры, так или иначе относящиеся к деньгам: копилки, имитации долларов и т.д.
   По словам председателя совета директоров ГК "Амбер" (группе принадлежит "Проект 111", занимающий 35% петербургского рынка сувениров) Андрея Дегтяренко, сегодня спрос упал в основном на бизнес-сувениры эконом-класса, "верхний и средний ценовые сегменты чувствуют себя вполне нормально". В среднем спрос упал на 15%.
   Менеджер по маркетингу компании Smile, вышедшей недавно на петербургский рынок бизнес подарков, Кирилл Тюфанов уверен в 100%-ном росте спроса на продукцию компании в 2009 г. Но если раньше ставку делали на корпоративных клиентов, то в будущем - на розничного потребителя.