19.12.2008 Во время кризиса возрастет спрос на услуги интеллектуальных рабов По самым скромным подсчетам, ежегодные доходы от незаконной эксплуатации людей составляют по всему миру свыше 14 млрд долларов. При этом в последние годы растет доля так называемого интеллектуального рабства. Талантливые художники, литераторы, журналисты выполняют работу за других, жертвуя своим именем и довольствуясь подчас весьма скромными гонорарами. Эксперты утверждают, что не менее двух третей раскрученных имен, «криминальным чтивом» которых завалены прилавки наших магазинов, являются плодами трудов авторских коллективов. Интеллектуальное рабство широко применяется не только в российском книгоиздательстве, но и в киноиндустрии, на телевидении, в рекламном бизнесе. И если еще лет 20 назад эксплуатация чужих мозгов считалась постыдной, то сегодня в Интернете легко наткнуться на объявление вроде: «Требуется литературный помощник». Вырваться из интеллектуального рабства можно, однако сами «негры» к этому не стремятся – ведь они избрали такую жизнь добровольно. И в нынешние нелегкие времена число «добровольцев», готовых поработать на славу чужого дяди, будет только расти. Достаточно заглянуть в отдел «Биографии» книжного магазина и обнаружить там сотни книг, на обложках которых красуются лица и имена знаменитых актеров, телеведущих, спортсменов, политиков. При всех различиях этих жизнеописаний их объединяет одно деликатное обстоятельство: написаны они не самими знаменитостями, а «неграми» – нанятыми литераторами, которым доверено привести хаотичный материал – интервью, документы, письма – в стройный порядок, придать ему беллетризованную форму. И искать имя «негра» в выходных данных бессмысленно: его анонимность упомянута в издательском договоре. Литературное рабство стало массовым явлением в начале 1990-х, когда, с одной стороны, на книжные прилавки хлынул поток всякого рода «бульварного чтива», а с другой – выпускники Литинститута и филологических факультетов рыскали в поиске работы. Вначале трудоустройство «негров» осуществлялось по знакомству, но сегодня в России существуют несколько агентств по предоставлению издательствам литературных рабов. Не секрет, что в «негры» подаются главным образом из-за заработков. Хотя расценки на «рабовладельческом рынке» очень разные. Так, если за книгу объемом в 20 авторских листов (в листе 15 компьютерных страниц) возьмутся четыре «негра» (а чаще всего они работают в команде, чтобы сдать рукопись в срок), стоимость одного листа в среднем составляет 100 долларов. Если за этот же объем текста возьмется один, но профессиональный «негр», его гонорар может составлять 4–5 тыс. долларов. За детектив или любовный роман заказчики платят «неграм» в крупных издательствах Москвы и Санкт-Петербурга по 1 тыс. долларов за авторский лист. Если речь идет о доходах от продажи прав на съемки сериала, расценки поднимаются до 10–20 тыс. «зеленых». Понятно, что сделки такого рода – полулегальные. Ни один издатель не признается, что содержит «рабов». При этом наиболее упорно отрицают факт эксплуатации мозгов «титаны» рынка – те издательства, где выходят серии книг в мягких обложках. Чаще всего их к этому подталкивает повышенный читательский спрос: люди просят продолжение бестселлера, и издатель заинтересован, чтобы оно вышло как можно быстрее. При этом случается, что первые две-три книги написал реальный автор, а потом он выдохся. Тогда издатель заказывает ему так называемый синопсис – общую канву произведения, а превращение замысла в законченный текст поручает «рабам». Гораздо реже «негритянский» труд встречается на телевидении, хотя чуть ли не каждую неделю по какому-либо из каналов запускается новый сериал. В этом жанре очень жесткая конкуренция, и неизвестному литератору пробиться в авторы сложно, да и все-таки сериалов гораздо меньше, чем «бульварного чтива». Между тем есть все основания полагать, что и в создании телемыла принимают участие команды «негров». Только в отличие от написания книг, они выполняют всю черновую работу, и лишь потом известные сценаристы проходятся по тексту рукой мастера. Выживут ли литературные «рабы» в условиях кризиса? Скорее всего. Дело в том, что к их услугам прибегают главным образом мощные концерны, которые если и будут на чем экономить, то не на раскрученных брендах. Косвенное подтверждение нашей догадке дают результаты опроса исследовательского Центра портала SuperJob, проведенного 11–15 декабря среди представителей 1 тыс. предприятий и компаний. Им был задан вопрос: «Возможно ли в вашей компании использовать на каких-либо позициях фрилансеров?». По результатам исследования более 70% компаний приглашают к сотрудничеству столько же фрилансеров, сколько и до кризиса. И не видят необходимости в том, чтобы впредь отказываться от их услуг. Тем более что финансовый кризис заставит немалое число талантливых современников срочно искать новую работу. |