15.12.2008 Нижегородская область: рестораторы попросили скидок Члены Ассоциации рестораторов и отельеров Нижегородской области подписали открытое письмо к арендодателям с просьбой снизить или хотя бы не повышать арендные ставки. Эксперты считают, что это поможет привлечь внимание власти и с ее помощью повлиять на арендодателей. За последние три месяца 2008 г. арендные ставки в большинстве бизнес-центров города, по данным Центра научной экспертизы, снизились на 20–25%. Однако, как заявил президент Ассоциации рестораторов и отельеров Нижегородской области (АРиОНо), директор ресторанов «Виталич» и «Горожанин» Сергей Рубан, владельцы помещений, у которых рестораторы арендуют площади, наоборот, собираются в 2009 г. поднять ставки на 10–15%. «Они понимают, что ресторанный бизнес не мобилен — мы не можем просто собрать оборудование и съехать, и поэтому не идут на компромисс. Хотя мы просим их даже не снижать ставки, а хотя бы не повышать их», — говорит г-н Рубан. Под открытым письмом подписались 13 рестораторов, среди которых сам Сергей Рубан, Игорь Борисычев (сеть ресторанов быстрого обслуживания «Едок»), Елена Борисычева («Купеческий»), Дерек Миллер («Бродвей пицца»), Дмитрий Володин («Погребок ШАТО»), Ирина Фрункина («Гранд кафе «Бульвар»), Герман Иоффе («Тако») и др. Владельцы крупнейшей в городе сети ресторанов ГК «ПИР» открытое письмо подписывать отказались, предпочитая решать вопросы снижения арендных ставок путем личных переговоров с арендодателями. Как отметил председатель совета директоров холдинга «Синтагма Групп» Игорь Борисычев, личные переговоры с арендодателями принесли желаемые результаты далеко не всем: «Среди подписавших письмо есть и те, кто сумел найти компромисс с владельцами арендуемых площадей. Однако мы понимаем: чтобы быть услышанным, нужно выступать единым пулом. Это проблема всего рынка, а не отдельно взятых рестораторов». Для рестораторов открытое письмо — возможность быть услышанным не только арендодателями, но и властями. По словам экспертов, сейчас остро стоит вопрос о выживании ресторанного бизнеса: за последние два месяца количество посетителей ресторанов сократилось на четверть — это касается и вечернего времени, и бизнес-ланчей. «Мы готовы к тому, чтобы в следующем году работать с нулевой рентабельностью, — говорит директор «Гранд-кафе «Бульвар» Ирина Фрункина, — но это возможно при условии, что арендные ставки не будут повышаться». По мнению рестораторов, в 2009 г. не стоит рассчитывать на приход в город «московских рестораторов». И если рестораны будут закрываться из-за повышения арендной ставки, то другие игроки рынка не станут занимать освободившиеся площади. Впрочем, арендодателей этот аргумент пока не пугает. По мнению директора Центра коммерческой недвижимости Владимира Лашманова, арендодатель в любом случае сможет найти компанию на свободные площади: «Сейчас в нашем центре около 800 заявок на поиск помещений, и мы достаточно быстро найдем арендаторов. Кроме того, у нас в базе сейчас около 40 ресторанов, которым нужны помещения. Так что реакция владельцев площадей вполне понятна». Рестораторы парируют: отдельно стоящие помещения, в отличие от площадей в торговых центрах, вряд ли можно быстро заполнить. Так, первый этаж здания на Большой Покровской сложно разбить на мелкие офисы для сдачи в аренду, а надеяться на приход новых магазинов в 2009 г. тоже не стоит. С этими аргументами согласен и президент группы компаний «АВК» (совладелец трех ресторанов ГК «ПИР») Сергей Иванушкин: «Для нас тоже приоритетная задача — достижение договоренности с девелоперами о снижении арендных ставок: затраты на аренду занимают львиную долю в постоянных издержках ресторана». По мнению г-на Иванушкина, в ситуации кризиса, когда нельзя договориться лично, стоит привлекать власть как третью сторону в переговорах: «Такие открытые письма на самом деле нужны, чтобы еще раз обратить внимание администрации на проблемы игроков рынка и призвать власть урегулировать конфликт интересов». По прогнозам Сергея Иванушкина, в отдельных сегментах объемы ресторанного рынка сократятся на 15–20%. И легче всего придется сетевикам. «У сетей отлажены механизмы работы, они имеют значительные скидки у поставщиков, к ним более лояльны клиенты, и закрытие одного заведения не потопит бизнес в целом», — заключает Сергей Иванушкин. Одиночкам, особенно мелким кафе и ресторанам, придется уйти с рынка: количество желающих пообедать или поужинать в ресторане будет снижаться с каждым месяцем. |