17.11.2008 Краснодарский край: взлеты и падения рынка грузовых авто Ситуацию на рынке грузовых автомобилей можно условно разделить на "до" и "после". Черту между ними провел финансовый кризис. "До усугубления экономического кризиса объемы продаж грузовиков выросли на 15–20%, сейчас они же упали на 10%", — рассказывает Дмитрий Ляшко, гендиректор ООО "Лидер–К" (продажа "КАМАЗов"). По словам Дмитрия Ляшко, грузовые транспортные средства чаще приобретают юридические лица (60%), как правило, в лизинг (строительные компании, колхозы, водоканалы, различные предприятия). 40% продаж приходится на частников, которые чаще пользуются автокредитом. "Причина падения объема продаж в том, что банки стали меньше выдавать автокредитов. Еще одно негативное последствие кризиса — клиенты не погашают вовремя задолженности", — говорит Дмитрий Ляшко. Тимофей Багров, руководитель отдела продаж ООО "Эвэн" (продажа импортных тягачей, китайских самосвалов), солидарен: "Если до середины сентября 2008 г. объемы продаж выросли за 3 месяца на 50%, то потом упали на 80%. Розничная цена автомобилей осталась прежней и, думаю, в ближайшее время не изменится". Сотрудники краснодарского дилерского центра, пожелавшие остаться неавторизованными, рассказали, что в их компании объемы продаж авто уменьшились в 3 раза. Центр реализует коммерческие автомобили "Газель", "Соболь", "Валдай" автозавода "ГАЗ" (Нижний Новгород). Причем главная причина падения — «нет в наличии машин». С 6 по 13 октября 2008 г. Горьковский автозавод заморозил работу сборочных конвейеров по выпуску коммерческих автомобилей. Активным спросом у краснодарских покупателей пользуются самосвальная техника и бортовые грузовые автомобили, считает Дмитрий Ляшко. Востребованность самосвалов (саморазгружающиеся машины) объясняется тем, что в Краснодарском крае увеличился объем строительных работ, в частности в Сочи. Бортовые машины применяются в сельском хозяйстве, особенно во время сбора урожая. По словам Тимофея Багрова, в 95% случаев потребитель покупает новые самосвалы, а только в 5% — отдает предпочтение поддержанным. Что касается тягачей (предназначены для буксировки прицепов и полуприцепов, несамоходных машин — строительных, сельскохозяйственных), то 70% продаж — б/у, а 30% — новые. По данным ООО «Эвен», по продажам среди китайских «тяжеловесов» лидируют самосвалы Fav (35%), на втором месте — DongFeng (25%), на третьем — Howo (20%). "Основной конкурент "китайцев" — российские "КАМАЗы" и белорусские "МАЗы", которые находятся в одном ценовом сегменте, но доступность автозапчастей у отечественных грузовиков представлена выше", — считает Тимофей Багров.Взлеты и падения рынка грузовых авто. Импорт новых и б/у грузовиков на российском рынке в I полугодии 2008 г. увеличился на 89% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Новых грузовиков в I полугодии 2008 г. ввезено почти столько же (46,2 тыс.), сколько всех грузовиков в первом полугодии 2007 г. — 47,6 тыс. |