11.11.2008  Продажи малых розничных предприятий в этом году выросли почти на 30%

   "Магазины за углом", тонары на "оптовках", бутики и ювелирные магазины обеспечивают работой более 60% малого бизнеса России. Однако сегодня торговля такими простыми вещами, как "тряпки" и колбаса, - дело достаточно хитрое.
   Выживают лишь те, кто настроен на постоянный рост и не боится идти на риск.
   Во всем мире торговля - одно из основных направлений малого бизнеса.
   В розничной и мелкооптовой торговле задействовано более 60% малых и средних предприятий России. Торговлю можно по праву назвать локомотивом отечественной экономики. Ее доля в ВВП страны - более 25%.
   На заре перестройки везучие "челноки" за 6-12 месяцев своей трудовой деятельности успевали стать действительно богатыми людьми. Розничная торговля также выводила из грязи в князи довольно быстро. Многие российские олигархи имеют за плечами именно торговое прошлое. И это притом, что 10-15 лет торговля по праву называлась весьма доступным бизнесом. Дело можно было начинать уже с двумя-тремя тысячами долларов в кармане.
   Стать тружеником прилавка сегодня не так уж просто и дешево. Если речь идет о торговле спиртным, продуктами питания - придется позаботиться о разрешениях, сертификатах и патентах. С промышленными товарами тоже нелегко. Без сертификатов качества и гигиены, а также таможенных деклараций (в случае с импортным товаром) не обойтись.
   Как говорят бывалые предприниматели, чтобы на первом этапе наполнить небольшой, 40-метровый магазин продуктами питания, необходимо вложить не менее 50 тыс.
   долл.
   Порог вхождения в розничную торговлю одеждой, косметикой, строительными материалами и сантехникой, сувенирной продукцией, посудой, постельными принадлежностями, персональной и бытовой техникой, мебелью несколько проще.
   Подобные товары портятся не скоро, а мода на них - понятие относительное.
   Поэтому у предпринимателя есть два варианта создания ассортимента на полках и вешалках: товары можно закупить самостоятельно, а можно подписать договора-консигнации с поставщиками.
   Комиссионная торговля - исключительно российское изобретение. За рубежом все просто: купил диван, духи, обои или унитаз, привез в свой магазин, сделал наценку, вывесил на вешалках, разложил по полкам - и вперед, торгуй. У нас же сформировался целый пласт посреднического бизнеса. Компании небольшого размера занимаются лишь тем, что огромными партиями закупают одежду, сантехнику, строительные материалы и т.д. за рубежом. Привозят товар в Россию, сертифицируют его, платят какие-то (как правило, по серым схемам) таможенные пошлины - и все: Дальше они сидят и ждут розничников.
   Мелкие розничные предприятия либо выкупают товар у оптовиков, либо получают его на реализацию. Каждый, кто хотя бы раз бывал за границей, всегда удивлялся тому, что одежда и бытовая техника, обувь и мебель там стоят в разы дешевле, чем у нас. Здесь, конечно, немалую роль играют высокие таможенные пошлины и расценки перевозчиков. Но это не главное. Прежде чем попасть на прилавок, продукция проходит несколько кругов торговых наценок.
   Первыми на товар накручивают оптовики. Если товар у оптовика выкупается, то его оптовая наценка не превышает 30-40% от закупочной стоимости товара. Если же товар отдается на реализацию, оптовый интерес составляет уже 70-100%. Маржа розничного торговца тоже зависит от условий поставки.
   Наценка на выкупленные, т.е. уже принадлежащие магазину, туфли или помаду - не менее 100%. А вот на чужие духи или баночку "Фэйри" - товары комиссионные, а значит, принадлежащие оптовику, - разрешено "накручивать" уже не более 50-70%.
   Благодаря такому круговороту вещей в природе практически любые товары в нашей стране в 1,5-2 раза дороже, чем за границей.
   Какова цена стартового вопроса для решившегося заняться непродуктовой торговлей?
   В целом минимальный объем финансовых вложений в заполнение торговой площади одеждой, обувью и прочими изделиями легпрома стартует от 15-25 тыс. долл. Для того чтобы начать дело с золотом-бриллиантами, придется выложить уже не менее 200 тыс. долл. только на закупку стартового ассортиментного ряда.
   На первых порах рассчитывать на комиссионный товар не придется. Кольца и браслеты отгружают в долг только проверенным фирмам, работающим не менее 1-2 лет на рынке. При этом ювелирный бизнес очень дорог в организации - придется закупать не только торговое оборудование, но еще и обеспечивать системы безопасности, закупать дорогостоящую охранную технику. С химией и строительством проще. Во-первых, можно обойтись и 10-15 кв. м торговой площади на первых порах.
   А во-вторых, для их заполнения может хватить и 5-8 тыс. долл.
   Но товарное наполнение магазина - не самая важная статья расходов мелкорозничной торговли. В нашей стране львиная доля средств уходит на аренду. В той же Москве минимальная арендная плата торговых площадей - 1500 долл. за 1 кв. м в год. Если же говорить о популярных торговых центрах, расположенных вдоль МКАД, то тут минимум - уже 2500 долл. За место в престижном торговом центре, базирующемся в самом сердце столицы, торговые предприятия порой выкладывают и 25, и даже 50 тыс. долл. за все тот же 1 кв. м площади в год: К примеру, в Париже, Лондоне или Дюссельдорфе вы не найдете предпринимателя, который согласится арендовать торговую площадь даже за 5 тыс. евро за метр в год, - слишком дорого.
   В целом розничная торговля на сегодняшний день весьма дорогостоящий бизнес - менее чем с 50-60 тыс. долларов о статусе настоящего бизнесмена даже и не мечтайте. Профи торгового дела говорят, что реальный стартовый капитал в рознице - это не менее 150-200 тыс. долл. Только с такими деньгами можно продержаться хотя бы первые полгода. Если таких средств нет, то советуют торговый бизнес и не начинать.
   Сажать за взятки сегодня нужно не чиновников, а сотрудников крупных компаний.
   Одно из достижений российского рынка - взятки за наиболее проходные торговые места в торговых центрах, за наиболее ликвидный товар, за скорость заключения комиссионного договора и быстроту отгрузки товара со склада.
   Так, менеджеры торговых центров за правильную "рассадку" в наиболее удачном и проходном месте просят не менее нескольких тысяч долларов. За заключение комиссионного договора с недавно открытым магазином менеджеры крупной оптовой фирмы возьмут не менее 5% от стоимости отгружаемого на доверии товара. Даже грузчики и экспедиторы, получая заработную плату в основных офисах, не стесняются брать с предпринимателей 500-1000 рублей за разгрузку товаров. Эксперты оценивают подобный "приторговый" бизнес не менее чем в 3-5% от общего оборота мелкой розничной торговли.
   Тенденция последних лет - малые сетевики. Предприниматели по принципу крупных розничных сетей открывают сперва одну торговую точку, а затем клонируют свой мини-бизнес по 2-3, а то и вовсе 10 раз. Таким образом, у одной мелкой фирмочки, состоящей из директора, главного бухгалтера и пары экспедиторов-водителей, может быть до 15-20 торговых мест в торговых центрах, переходах метро или несколько отдельно расположенных магазинчиков. Порой трудовой коллектив мелкого сетевика не превышает и 25-30 человек, зато его обороты могут исчисляться миллионами рублей ежемесячно.
   Как говорят сами представители торгового бизнеса, иметь один магазин или одно место в торговом центре слишком рискованно и абсолютно непрактично. Риск состоит в том, что розничная торговля очень зависит от людских настроений и даже магнитных бурь. Никто не может объяснить, почему люди перестают ходить в некогда популярный магазин, расположенный в более проходной зоне, но ломятся в абсолютно новый, удаленный от основного жилого массива. От изменчивости торгового настроения покупателей может пострадать бизнес: нет выручки несколько дней - значит, нечем будет заплатить и за аренду. В то же время у торговли есть один существенный минус - остатки. Чем больше собственных точек продаж, тем чаще может предприниматель перекидывать товары с одной на другую, и везде будет казаться, что пришла новая поставка, свеженькая партия.
   Как показывает статистика, даже в условиях так называемого мирового финансового кризиса внутренний спрос в нашей стране не только не упал, но даже и несколько вырос. По итогам 9 месяцев этого года оборот розничной торговли вырос более чем на 15%. При этом наибольшие успехи у тех предпринимателей, которые продают непродовольственные товары - динамика их оборота в этом году уже составила 20%.
   В целом, согласно оценкам экспертов, малый розничный бизнес в этом году заработал не менее 7000 млрд рублей, что на 25-30% выше аналогичной статистики прошлого года. Самыми доходными для торговли оказались в этом году такие товары, как чай, колбасные и кондитерские изделия, а также мобильные телефоны, телевизоры и компьютеры. Кризис играет на руку мелкорозничной торговле. Пока крупные сетевые ритейлеры и дискаунтеры зализывают свои кредитные дыры и выясняют отношения с поставщиками, маленькие магазинчики и палатки на рынках радуются возрастающему покупательскому ажиотажу.