10.11.2008  Санкт-Петербург попал в сети

   
   Активное проникновение в петербургскую торговлю сетевых магазинов и супермаркетов многих порадовало модными брендами и кричащими вывесками. Не успели и глазом моргнуть, а 82% данной сферы в Северной столице "попали в сети".
   Это фактически стало приговором для владельцев малого бизнеса, многие из которых потеряли свои помещения.
   Небольших магазинов, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, а не концернам, становится все меньше. Булочные из центра города исчезли еще несколько лет назад. Петербургский малый бизнес с горечью констатирует этот факт. Примиряться с ним пока никто не собирается, но и сделать что-то существенное до сих пор невозможно. Предприниматели ценят все то, что город сделал для них в последнее время, но невероятная концентрация сетевой торговли стала результатом в том числе инвестиционной политики.
   В 2005 году была принята "Концепция развития потребительского рынка", рассказывает Алексей Третьяков, глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. В ней прямо сказано, что "стратегической задачей является развитие сетевого принципа торговли, привлечение в город крупных торговых сетей".
   Обосновывали такую стратегию по-разному. Но, по словам предпринимателей, ни одна из причин не выдерживает критики. Говорили о том, что павильоны и так называемые "ларьки" особенно удобны для террористов. Упоминали недопустимость торговли в доне транспортной инфраструктуры. При этом, отмечает Третьяков, на вокзалах и аэропортах все по-прежнему. Более того, торгово-развлекательные комплексы собираются строить над станциями метро. Наконец, и в аргументах о том, что в Европе такая практика отсутствует, есть противоречие. Любой, кто был в ЕС, может их опровергнуть.
   Перенасыщенность рынка торговыми площадями в гипермаркетах и торговых центрах подтверждают эксперты в области недвижимости. По названному показателю Петербург вырвался вперед еще в 2006 году, обогнав Москву. В этой ситуации возникли проблемы и с заполняемостью пространств, а также с привлечением новых покупателей. Экспансию "смог приостановить лишь кризис, который сделал для сетевиков временно недоступными кредиты. Помощь государства решит эту проблему. Малый бизнес опасается, что возрождения мелкорозничного ритейла не случится.