10.11.2008  Рынку ПК угрожают кризис и ноутбуки

   В 2009 году рынок продаж настольных персональных компьютеров (ПК) упадет как по числу продаж, так и по стоимости. «В связи с кризисом сократятся закупки ПК корпоративными клиентами, в новой рыночной ситуации выиграют российские сборщики и компании, имеющие в своем ассортименте бюджетные модели», – считает управляющий партнер аналитического агентства IT-Monitoring Александр Панько.
   Ранее российский рынок настольных ПК демонстрировал небольшой рост. По данным аналитического агентства Gartner, в 2007 г. в России продано около 4 млн ПК.
   По мнению ряда экспертов, причина уменьшения продаж ПК не связана с финансовым кризисом – они просто продолжают вытесняться дешевеющими ноутбуками. «Падение спроса на ПК – общемировая тенденция, связанная с тем, что цена на ноутбуки падает, а их функциональность растет», – считает PR-менеджер «Белого ветра – Цифрового» Людмила Семушина.
   На российском рынке ПК выделяются три крупные группы производителей. Первая группа – иностранные вендоры, ввозящие уже собранные машины из-за рубежа. Среди них выделяются американские Dell и Hewlett Packard (HP), тайваньская Acer и японская Fujitsu. Вторая группа – общероссийские сборщики, ввозящие из-за рубежа комплектующие. К таким игрокам относятся DEPO Computers, Kraftway, K-Systems, «Формоза» и т. д. Третья группа – региональные сборщики.
   В отличие от рынка ноутбуков, который почти полностью занят иностранными вендорами, россияне предпочитают покупать ПК, собранные в России. Так, по данным Семушиной, в магазинах компании лидируют компьютеры DEPO, K-Systems занимают второе место, на третьем – Fujitsu. По данным менеджера по маркетингу и PR K-Systems Лады Белан, во втором квартале 2008 г. на долю отечественных производителей пришлось чуть менее 90% рынка.
   Тем не менее, иностранное присутствие на рынке ПК увеличивается. По словам менеджера по связям с общественностью розничной сети «Эльдорадо» Надежды Михеевой, в их магазинах лидируют такие марки, как Acer, HP и K-Systems. Она также отметила, что в течение года можно наблюдать «смещение акцентов в сторону мультинациональных брендов». Коммерческий директор KNS Digital Solutions Игорь Тупицын отмечает, что доля иностранных компьютеров в России в 2008 г. составит 30–35% от общего объема продаж. «Это связано с тем, что цена на бюджетный компьютер иностранной сборки сравнялась по цене с российским», – отмечает Тупицын.