07.11.2008 Москва: ресторанные изыски уступают полуфабрикатам Среди жителей Москвы растет число поклонников фаст-фуда и продуктов быстрого приготовления. Специалисты связывают это не только с мощной рекламной кампанией производителей и владельцев сетей, но и с финансовым кризисом. Стараясь сэкономить, жители мегаполиса стали скупать лапшу, ланчи в коробках, пюре, каши, супы и все остальное, что хранится месяцами, со скоростью конвейера. «Еще месяц назад основными покупателями "растворимой лапши" были гастарбайтеры и студенты. Сейчас все - от домохозяек до клерков различных компаний, уже объявивших о возможном сокращении штатов», - прокомментировали ситуацию в одном из сетевых продуктовых магазинов для среднего класса. "Мы заподозрили неладное, когда у нас ящиками стали разбирать консервы, - рассказывает старший менеджер Наталья. - Ушла даже килька в томате. Потом очередь дошла до макарон и круп. Сейчас навалились на продукты быстрого приготовления". Для торговли ажиотаж, конечно, выгоден: дневная выручка вдвое превосходит недельную. Еще выгоднее производителям продуктов быстрого приготовления. Многие из них уже заявили о наращивании объемов производства. А вот реклама лапши, похоже, сократится ввиду очевидного отсутствия необходимости. "Отработаем проплаченное телевидению время, а дальше посмотрим, как будут развиваться события", - заявил маркетолог одного из подмосковных заводов, принадлежащих "Роллтону". Любопытно, что социологическое исследование, проведенное летом этого года, показало, что с возрастом москвичи отвыкают от фаст-фуда. Более 70% посетителей заведений быстрого питания - молодые люди в возрасте до 21 года. По всей видимости, ожидание "черных дней" отложило отпечаток на вкусовые пристрастия жителей мегаполиса. Не исключено, что на заведения быстрого питания перекинутся клиенты недорогих кафе и ресторанов, желающие снизить расходы. Тем более что предпосылки к этому имеются. С сентября 2008 продажи ресторанных сетей упали в среднем на 5%. По оценкам экспертов, на упадке ресторанов смогут нажиться операторы сетей фаст-фуда. Так, руководство сети "Крошка-Картошка", объединяющей более 250 точек быстрого обслуживания, утверждает, что за последний месяц число клиентов резко возросло, и обещает продолжить открывать новые точки. Популярности фаст-фуда и продуктов быстрого приготовления не рады медики. Многие из них считают, что помимо явного вреда пищеварению быстро-супы могут вызвать зависимость, сродни наркотической из-за содержания глюконата кальция, усиливающего вкусоароматические свойства. К разряду самых вредных продуктов доктора относят шаурму, в одной порции которой содержится 120 граммов жира (дневная норма потребления не должна превышать 70-80 г). Съесть эту отраву - все равно что выпить стакан растопленного кулинарного жира, говорят медики. Регулярное употребление кулинарного шедевра в несколько раз повышает риск возникновения сердечно-сосудистой патологии. Обращаясь к историческому прошлому, заметим, что пристрастие к продуктам быстрого питания зачастую возникает в кризисных для общества обстоятельствах, в числе которых голод, войны, великая депрессия, дефолт и пресловутый кризис. Так, бульонные кубики были изобретены в 1870 году в Цюрихе разорившимся мельником. Растворимый кофе, придуманный американским химиком Сатори Като в 1901 году, получил широкое распространение среди военных в годы Первой мировой войны. Гамбургер, положивший начало индустрии фаст-фуда, до 1946 года продавался по 5 центов за штуку. В 1958 году безработный японский изобретатель Момофуку придумал лапшу в пакетиках для голодающих соотечественников. |