06.11.2008  Нижний Новгород: есть ли будущее у игорного бизнеса?

   По данным городской администрации, еще 3 года назад в Нижнем Новгороде работало 4 699 игровых автоматов и 95 игорных столов. Но в связи с ликвидацией в городе нестационарных точек количество зарегистрированных игровых автоматов значительно сократилось. ГУВД по Нижегородской области совместно с УФНС периодически проводят проверки игорных заведений. Известно, что в 1 полугодии 2008 года было проведено 188 проверок и изъято 111 игровых автоматов.
   По мнению ряда участников рынка, сегодня для старта в бизнесе требуются значительные средства. «Сейчас, чтобы решить вопросы с налогами, арендовать помещения, сделать ремонт, наладить в них всю инфраструктуру, купить игровые автоматы, мониторы, потребуется $500 тыс.», - считает Дмитрий Парфенов, совладелец компании «ПАРS». Кстати, по информации владельцев игорных заведений, стоимость автоматов российского производства составляет порядка $7-8 тыс., импортные аналоги обойдутся дороже – до $15 тыс. «Я бы посоветовал автоматы московской фирмы «Уникум» и Atronic», - говорит Ярослав Кичигин, генеральный директор нижегородского филиала «Московской игровой системы «Джек Пот».
   «При этом, если раньше рентабельность была достаточно высокой - порядка 30%, то сейчас упала практически в 2 раза», - сетует Николай Клевцов, заместитель директора компании «Ювина».
   Участники рынка говорят, что успех во многом зависит от качества работы персонала игорных заведений. «Мы стараемся брать сотрудников с высшим образованием и подходящим характером. Ведь работники зала должны уметь вежливо и доступно объяснить любому клиенту правила той или иной игры, поддержать в случае проигрыша, - говорит Алексей Супрунов, директор «Игровой системы «Джокер». – Ведь мы хотим, чтобы посетитель не был случайным, а приходил к нам постоянно».
   В нижегородских игровых залах работает, как правило, несколько работников в зале, старший администратор, 1-2 оператора-кассира и бармен. «Необходимо грамотно построить работу охранников, чтобы они находились в каждом зале и у кассы, - добавляет Николай Клевцов. – К сожалению, разбойные нападения не фантазия».
   Все игровые автоматы настраиваются на выдачу конкретных сумм выигрышей с заданной частотой. Ни один из опрошенных участников рынка не согласился назвать размер заложенного выигрыша. Стало известно лишь то, что процентное соотношение не является постоянным показателем. «Мы стремимся подстраиваться под своих клиентов, - рассказывает Алексей Супрунов. - В рабочее время, когда ставки не велики, автоматы выдают не самые большие выигрыши. В выходные выигрышей меньше, но их размер намного выше».
   «В любой из дней игровая активность посетителей достигает пика с 18.00 до 23.00, - добавляет Николай Клевцов. – А зимой в будни народа больше, чем летом в самое лучшее время».
   Наиболее крупные участники рынка эффективно решают проблему нестабильной активности прихода клиентов с помощью различных розыгрышей и акций. «В дни розыгрышей призов приток игроков заметно возрастает, - говорит Ярослав Кичигин. – И сейчас мы стараемся чаще проводить подобные акции. Так, мы используем систему Mystery, которая объединяет все автоматы конкретного зала в виртуальную сеть, и в определенный момент выигрышная комбинация высвечивается на одной из машин». «Действительно, джекпот – это всегда сильная мотивация для игроков», - подтверждает Дмитрий Парфенов.
   Особенностью рынка является то, что наличие несколько игорных заведений на одной территории лишь повышает их рентабельность и является основным условием успешной работы. «Там, где в городе расположено сразу несколько залов, многие игроки регулярно перемещаются из одной точки в другую, - отмечает Алексей Супрунов. – Хотя не стоит думать, что, открыв точку в людном месте, деньги рекой потекут. Соседний зал может оказаться гораздо привлекательней для клиентов. Например, если там бесплатно угощают напитками». «Мощный людской поток – это главное условие успеха, - говорит Николай Клевцов. – Уровень дохода потенциальных игроков – второй важный показатель».
   «Конечно, одни из самых прибыльных мест – это территории около рынков и крупных торговых центров. Часто приходят играть сами продавцы-предприниматели, - делится Дмитрий Парфенов. – Можно, конечно, разместиться и в спальном районе, но там уже более высокие требования к сервису. В наших залах, расположенных в Верхних Печерах, сервис выше, чем в точке у Средного рынка».
   Главной проблемой игорного бизнеса сегодня является государственная политика в этом сегменте рынка. С 1 июля 2007 года вступил в силу закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». За каждый автомат владелец платит в казну 7,5 тыс. руб. в месяц.
   «Конечно, это большой удар по бизнесу, - говорит Дмитрий Лазарев, исполнительный директор Приволжской ассоциации развития игорного бизнеса. - Многим пришлось определенным образом реформировать и изменять характер своей работы, что потребовало больших вложений. Чтобы выжить, придется очень сильно конкурировать друг с другом, улучшать свой сервис. Но это, безусловно, на пользу общества. Мы уже не увидим на улицах города такие виды игрового бизнеса, как уличные «ромашки», игровые залы в остановочных павильонах. Может быть, для кого-то горько и обидно, но чтобы общество развивалось в нужном направлении, качество предоставляемых услуг нужно менять в лучшую сторону. Как раз это и пытается сделать законодатель».
   По сообщению управления ФНС РФ по Нижегородской области, санкции за использование незарегистрированных объектов игорного бизнеса сегодня довольно жесткие. За каждый игровой автомат, незаконно установленный в зале, налагается штраф в 22,5 тыс. руб., а за игровой стол - 375 тыс. руб. При повторном нарушении эти суммы увеличиваются вдвое.
   Действующие участники рынка говорят, что не только решения властей, но и вся экономическая ситуация на рынке не способствует появлению новых игроков. Некоторые уходят с этого рынка добровольно. Например, экспансия самарской группы «Лас-Вегас» на нижегородский рынок закончилась неудачей: некоторое время назад было закрыто 7 игровых залов «Аладдин».
   Участники рынка расходятся во мнениях по поводу того, какие именно обстоятельства заставили «Лас-Вегас» свернуть свой проект в Нижнем Новгороде. Некоторые эксперты «КАПИТАЛИСТа» утверждают, что уйти из города самарцев вынудило давление, оказываемое со стороны местных игроков, имеющих административные рычаги воздействия.
   «На мой взгляд, причина ухода «Лас-Вегаса» из региона скорее экономическая, - считает Николай Аржанов, директор компании «ИгроСервис-НН». - Доходность игорного бизнеса в Нижнем Новгороде снижается. Во-первых, подняли налоговые ставки на 50%. Во-вторых, постоянно растет арендная плата. Мы сократили число салонов в городе вдвое».
   Один из экспертов на условиях анонимности заявил, что в ближайшем будущем грядут настоящие боевые действия в секторе одиночных фирм, которым сегодня принадлежит половина нижегородского игорного рынка. С одной стороны, ожидается, что сети будут проводить агрессивную политику по поглощению независимых операторов. С другой, одиночки станут объединяться в альтернативные сети. Однако Алексей Супрунов придерживается другого мнения: «Не думаю, что стоит ожидать какого-то «передела» рынка. В нынешнем законодательном режиме мы сможем просуществовать только до 30 июня 2009 года, после чего будем просто закрыты». Точнее, согласно закону, все игорные заведения должны будут переместиться в специально отведенные для этого места - четыре игровые зоны на удаленных территориях страны.
   Кстати, мэр Нижнего Новгорода заявил, что «на сегодняшний день было бы правильно найти решение, которое позволит игорный бизнес, не дожидаясь 2009 года, полностью ликвидировать. Игорный бизнес контролируется криминальными группировками, а не властями. Это обычный лохотрон».