01.11.2008  Розничная торговля замедляет темпы, но сохраняет оптимизм

   Одним из главных локомотивов экономического роста в 2008 году, как и в предыдущие годы, продолжает оставаться торговля. Среди прочих отраслей экономики она вносит наибольшую долю в ВВП (более 25%). В текущем году внутренний спрос в России продолжает расти быстрее, чем экономика в целом. Тем не менее в январе-сентябре 2008 г. из-за ускорения темпов инфляции на потребительском рынке и торможения роста денежных доходов населения динамика продаж несколько замедлилась. Прирост оборота розничной торговли составил 15,0%, что на 0,8% ниже данных за аналогичный период 2007 года. Об этом говорится в очередном мониторинге текущей ситуации в экономике, опубликованном на официальном сайте Минэкономразвития РФ.
   Среднемесячный прирост в торговле с исключением сезонной и календарной составляющих составил в III квартале 0,8% против 1,0% во II квартале. В том числе в июле - 1,2%, в августе – 1,1%, в сентябре - 0,1%.
   Более динамично развивается продажа непродовольственных товаров – их оборот за январь-сентябрь увеличился на 20,1%, превысив соответствующий показатель за аналогичный период 2007 года на 1,7%. Оборот продовольственных товаров вырос лишь на 9,1% (снижение против соответствующего показателя за январь-сентябрь 2007 г. составило 3,7%). В структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров стабильно занимает более половины, и за сентябрь 2008 г. составила 55,5%.
   Сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Их доля в структуре формирования оборота розничной торговли в сентябре 2008 г. составила 86,5%.
   Оборот розничной торговли торгующих организаций за 9 месяцев вырос на 18,1% (в январе-сентябре 2007 г. – на 22,1%).
   В регионах России отмечается увеличение динамики оборота розничной торговли - за январь-сентябрь 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. он увеличился во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации (кроме Чеченской Республики и Республики Хакасия).
   В 22 регионах России за указанный период 2008 г. отмечался более чем 20- процентный, а в 3-х субъектах (Республике Адыгея, Ивановской области, Чукотском автономном округе) - более чем 30-процентный прирост оборота розничной торговли.
   Развитие розничной торговли России очень неравномерно: на 8 субъектов РФ (Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Свердловскую, Ростовскую, Самарскую, Тюменскую области и Краснодарский край) приходится 44,8% всего оборота розничной торговли, в том числе только на Москву – 17,4%.
   В III квартале 2008 года на потребительскую активность населения оказывали влияние две противоположные тенденции. С одной стороны, в связи с финансовым кризисом произошло снижение доступности кредитных ресурсов для населения, что ограничило потребительскую активность. С другой стороны, замедление роста сбережений способствовало росту потребительской активности.
   В январе-августе 2008 г. население израсходовало средств на покупку товаров и оплату услуг 11720,0 млрд рублей, что на 28,1% больше, чем в январе-августе 2007 года. В структуре использования доходов за январь-август текущего года доля потребительских расходов возросла и составила 73,3% всех объемов денежных доходов населения, что на 1,8% выше показателей 2007 года, из них расходы на покупку товаров – 56,9% (2007 г. – 54,5%), тогда как доля сбережений снизилась и составила 7,4% (2007 г. – 8,3%).
   За январь-сентябрь 2008 г. прирост цен на товары составил 9,4%, что на 3,3% превышает показатели прошлого года. При этом продовольственные товары подорожали на 12,1%, непродовольственные товары на – 6,5%.Высокий уровень цен на товары продовольственной и непродовольственной групп оказал влияние на некоторое замедление продаж. В обороте розничной торговли растет удельный вес продаж более дорогих продуктов питания и непродовольственных товаров. Наибольший прирост продаж среди продовольственных товаров в I полугодии сложился по чаю – на 16,7%, колбасам вареным - на 16,5%, рыбопродуктам - на 12,7%, кондитерским изделиям - на 13,3%, мясу и птице - на 10,7%.
   Среди непродовольственных товаров – по легковым автомобилям – 41,9%, мобильным телефонам - на 36,5%, персональным компьютерам - на 26,0%, холодильникам - на 24,6%, телевизорам - на 23,2%.
   Наращивание объемов производства потребительских товаров отечественными предприятиями промышленности способствовало тому, что в структуре товарных ресурсов розничной торговли доля импорта начала несколько снижаться и составила в I квартале 2008 г. 46%, во II квартале – 44% (в I квартале 2007 года 48% , во II квартале – 45%). В объеме товарных ресурсов продовольственных товаров доля импорта в I квартале 2008 г. составила 37%, во II квартале - 35% (в I квартале 2007 г. – 38% во II квартале – 36%).
   Доля рынков в обороте розничной торговли в сентябре снизилась до 13,5% против 15,2% в сентябре 2007 года. Вместе с тем, розничные рынки формируют значительную часть оборота розничной торговли. На розничных рынках и ярмарках население покупает более 10% продовольственных товаров и около 16% непродовольственных товаров.
   Снижение доли рынков в обороте розничной торговли обусловлено уменьшением их количества ввиду ликвидации или перепрофилирования в торговые комплексы. Так, если на 1 января 2005 года действовало 6,4 тыс. рынков, то на 1 января 2008 г.- 3,9 тыс. рынков. В 2008 году происходит дальнейшее сокращение количества рынков и на 1 сентября на территории РФ осталось 3,8 тыс. действующих рынков.
   Наибольшая доля рынков в январе-сентябре 2008 г. приходилась на Южный (20,8%), Уральский (12,2%), Центральный (15,1%) федеральные округа, а наименьшая доля – Северо-Западный федеральный округ (6,9%). В г. Москве рынки обеспечивают 18,6% торгового оборота.
   По результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле, проведенного органами государственной статистики в III квартале 2008 г., экономическая ситуация, сложившаяся в отрасли, остается стабильной. Как "удовлетворительную" ее охарактеризовали 95% руководителей торговых организаций, что на 1%т выше уровня соответствующего квартала предыдущего года.
   Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловой климат в розничной торговле, в III квартале 2008 г. составил +14%, что ниже уровня соответствующего квартала предыдущего года на 1% пункт.
   Максимальное значение индекса предпринимательской уверенности в III квартале 2008 г. было зарегистрировано в специализированных организациях розничной торговли, занимающихся продажей муки и макаронных изделий (66,7%), пищевых масел и жиров, крупы, изделий из кожи и дорожных принадлежностей, технических носителей информации, часов, игр и игрушек (33,3%), автотранспортных средств (25,3%), рыбы, ракообразных и моллюсков, консервов из рыбы и морепродуктов (25,0%), спортивных товаров, рыболовных принадлежностей, туристского снаряжения, лодок и велосипедов (23,7%), компьютеров, программного обеспечения, и периферийных устройств (22,7%), оборудования электросвязи (22,3%).
   Отрицательные значения индекса предпринимательской уверенности в III квартале 2008 г. были зарегистрированы в организациях, осуществляющих торговлю аудио- и видеоаппаратурой (-19,3%), спортивной одеждой (-5,7%), различной домашней утварью, ножевыми изделиями, посудой, изделиями из стекла и керамики, в том числе фарфора и фаянса (-3,7%).
   Продажу товаров в кредит в III квартале 2008 г. осуществляли 18% от общего числа обследованных организаций. Удельный вес товаров, проданных в кредит, в обороте розничной торговли этих организаций составил 14%.
   Торговлей по заказам, по почте, через телемагазины или компьютерные сети занимались 8% опрошенных предпринимателей; доля товаров, проданных с помощью перечисленных видов торговли, составила в их обороте 11%.
   В IV квартале 2008 г. около половины опрошенных руководителей торговых организаций надеются сохранить оборот розничной торговли, более половины из них - объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку товаров, ассортимент товаров и прибыль на уровне III квартала 2008 года. Почти каждый третий предприниматель рассчитывает превысить этот уровень по перечисленным показателям.
   Одновременно почти каждый второй из опрошенных руководителей ожидает в IV квартале 2008 г. дальнейшего роста цен на товары, при этом 11% из опрошенных планируют повысить уровень торговой наценки.
   Предприниматели достаточно оптимистично оценили перспективы развития экономической ситуации в розничной торговле в IV квартале 2008 г.: 95% из них полагают, что она не ухудшится, в том числе 28% опрошенных рассчитывают на ее улучшение. Баланс прогнозных оценок изменения экономической ситуации составил 23%, что на 1% ниже баланса прогнозных оценок на III квартал 2008 года.