30.10.2008 Рано отказываться от услуг МБ в сфере розничной торговли Кризис в России спровоцирован не только внешними факторами, но и внутренними проблемами в экономике. И начался он не в сентябре 2008 года, а в июне 2007, когда произошел первый скачок инфляции. Такую точку зрения высказал руководитель Центра социальной политики РАН Евгений Гонтмахер на прошедшем 29 октября в РИА «Новости» круглом столе на тему «Модернизация в условиях глобального финансового кризиса: что должна делать Россия». «Период 2006-2007годов, период апофеоза экономики, которая строилась сама по себе, закончился навсегда. Сегодня мы имеем свой собственный, доморощенный кризис», - считает эксперт. Он считает, что ситуация в России сложнее, чем на других рынках. Достаточно оценить продуктовую инфляцию, которая в странах Европы ниже в два–четыре раза. По оценкам Е. Гонтмахера, сектор розничной торговли находится в не менее сложном положении, чем строительство. «Ритейл живет на кредитах, и сегодня ему не хватает наличности. Идет снижение цен на целый ряд товаров в крупных торговых сетях. Причина в том, что нужно выжать у населения как можно больше наличности, чтобы закупить на нее товар. Но это временно. Если еще в прошлом году население активно тратило сбережения на текущие затраты, спасаясь от инфляции, то сегодня эти сбережения на черный день кончаются. И покупать полные тележки продуктов мало кто может себе позволить», - отмечает эксперт. Кризис потребления, по его словам, ощущается уже и среди среднеобеспеченных граждан, которые «раньше покупали сыр, который хотели, а теперь тот, что дешевый». «Для торговли наступают тяжелые времена из-за снижения спроса. И спрос все больше концентрируется только на товарах ежедневной необходимости. Как следствие, начавшееся сокращение штатов в сетях», - пояснил Е. Гонтмахер. На вопрос ИА «Альянс Медиа», как будет меняться структура розничной торговли и какова вероятность, что кризис приведет к «чистке рядов» в среде продавцов и улучшению качества продукции, Е. Гонтмахер ответил, что очищения рынка, скорее всего, не будет. Напротив, еще большее распространение получит дешевый ширпотреб из стран Юго-Восточной Азии. «Причина в том, что мы сами не производим ни одежду, ни обувь», - считает он. Касаясь изменения структуры ритейла, Е. Гонтмахер подчеркнул, что снижение спроса в конечном счете приведет к консолидации в ритейле, когда будут скупать нерентабельные компании. При этом на рынке выживут не крупные сети, а малые компании. «На мой взгляд отказ от лоточников был преждевременным. Оптовые рынки, сельхозрынки активно выживали с рынка малых предпринимателей. И для этого стевики задействовали административный ресурс. Но в результате был нанесен удар по потребителю. И в условиях кризиса в этом секторе будут серьезные проблемы. На мой взгляд настало время принять второе издание указа о свободе торговли, который в свое время сыграл колоссальную роль для развития предпринимательства и потребрынка в целом», - заключил Е. Гонтмахер. |