27.10.2008 Кто уже пострадал от кризиса? Среди "малышей" нашей страны и зарубежья уже намечаются первые кризисные жертвы. В Европе кризис уже ударил, причем довольно болезненно, по сфере обслуживания. Среди первых пострадавших - владельцы ресторанов, маленьких отелей и мелких туристических компаний. В России, похоже, намечается та же тенденция. В нашей стране пока больше говорят о кризисе. Малый бизнес его результаты ощущает, но не так сильно, как те же европейские и американские предприниматели. И все потому, что у нас и ситуация не такая тяжелая, и "экономический цунами" пожаловал в нашу страну с некоторым опозданием. Между тем в Европе под серьезный удар попала отрасль общественного питания. Так, в раю гастрономических удовольствий - Франции - только за первое полугодие о банкротстве объявили более 3 тысяч мелких и средних частных ресторанчиков. Причем большая часть банкротов - те предприятия, которые специализировались именно на традиционной французской кухне, но при этом не были очень дорогими заведениями. Средний чек у разоренных точек общепита составлял не более 16-30 евро на одного человека. Экономные французы, а вместе с ними и остальные европейцы, меняют уютные бистро и пабы на "Макдоналдс". Этот пункт общественного питания в период экономической нестабильности не только не сократил объемов своих продаж, но и, напротив, серьезно их увеличил - в среднем более чем на 10-12%. В той же Франции сеть быстрого питания планирует заработать не менее 3-3,5 млрд евро по итогам 2008 года. Но специалисты считают, что и время фастфудовцев пройдет - экономные европейцы уже все чаще отказываются от ресторанной пищи вообще в пользу домашних готовок. Семейные гостиницы в Германии, Испании и Италии пока о банкротствах не объявляют, но уже ропщут. В хорошие времена мини-отели никогда не пустовали. Местные жители вечерком заглядывали в отельные бары или рестораны поужинать или просто выпить бокальчик пива. На уик-энд у европейцев тоже была традиция - путешествовать, как по своей стране, так и по близлежащим государствам. Еще прибавим командированных в деловые поездки и получим весьма милую картинку семейного и доходного бизнеса. Но в связи с сокращением домашних расходов приотельные ресторанчики и бары пустуют - а они давали не менее 50% дохода своим владельцам. Теперь у европейцев еще и новая мода появилась - по выходным сидеть дома. Значит, недосчитаются своих выручек гостиничные предприниматели. В тревожные колокола они пока не бьют, а вот цены на ночлег серьезно снижают. В нашей стране неприятное дыхание кризиса ощутили на своих кошельках владельцы туристических компаний. В основном страдают те, кто работает "на комиссии", т.е. перепродает туры крупных операторов, предлагает путевки среднего и недорогого сегментов, а также специализируется на "горячих" турах. Некоторые "средние" россияне уже отказываются от брони на новогодние и рождественские каникулы и пытаются вернуть предоплату (оказывается, есть и такие) за летний отдых в следующем году. В беде оказались и такие небольшие турфирмы, которые перепродавали путевки одного-двух операторов. Если у кого-то из них начались проблемы с кредитной и платежной способностью, бизнес их маленьких партнеров мгновенно стопорится. И тут нужно подыскивать новую компанию-оператора. Или самостоятельно разрабатывать туристические направления и маршруты. Турфирмам в данной ситуации не повезло больше всех. Мало того, что люди урезают бюджеты из-за непонятной экономической ситуации, так еще октябрь-ноябрь - это время традиционного "мертвого сезона". В основном в этот период туристическая отрасль жила за счет продаж и брони на будущее время - Новый год, 23 февраля, 8 Марта, майские праздники, зимние и весенние школьные каникулы. А так как люди боятся заглядывать в будущее, то и потенциальные траты они пока никак не планируют. Обиден в данной ситуации и такой момент, как взаимоотношения банков и малых компаний. 5-6 лет назад российские коммерческие банки не обращали на отечественных предпринимателей никакого внимания. Все КБ как-то разом двинулись в потребительское кредитование. 2007 год стал в этом плане переломным. Именно рынок кредитования малого бизнеса за прошлый год вырос более чем на 90%. Малые компании получили от банков займов более чем на 12,2 млрд долл. Более того, банкам понравился такой клиент, как частный предприниматель или ООО. Доля мало-средних кредитов в общем портфеле займов российских финансово-кредитных учреждений составила практически 50%. На этом позитивность заканчивается. Практически во всех заемных договорах, подписанных банками и малыми компаниями, есть оговорка об одностороннем повышении процентной ставки по заемным средствам. Большая часть руководителей малого и среднего бизнеса сегодня пребывает в подвешенном состоянии: непонятно - возвращать деньги досрочно банкам или нет, будут КБ поднимать процентную ставку, и если да, то на сколько? В тупиковую ситуацию, похоже, попадут и малые импортеры - закупщики за рубежом самых разных товаров, от одежды и до йогурта. У маленьких участников импортных операций небольшие закупки, поэтому своего транспорта для доставки грузов из-за рубежа в Россию у них нет. Как правило, владельцы небольших магазинов одежды, обуви, парфюмерии-косметики и аксессуаров свои заказы доставляют из-за рубежа в машинах, фурах, вагонах и самолетах, занимающихся перевозкой либо сборных грузов, либо грузов крупных импортеров. И вот из-за того, что у крупных компаний возникла не совсем простая ситуация с платежами - нет денег на расчеты с иностранными поставщиками, с транспортными компаниями, с таможенной службой на границе, - в некоторых местах скопилось огромное количество машин с самыми разными товарами. |