23.10.2008  Гипермаркеты корректируют программы развития

   Розничная торговля – один из секторов, который серьёзно корректирует программы развития. На 40% снизился объем инвестиций в российскую торговую недвижимость за первые 9 месяцев этого года. Впрочем, как и в Европе - там тоже не хотят вкладываться в постройку новых гигантских центров. Число сделок сократилось вдвое. Получить кредит не так легко, и компании временно вынуждены сокращать программы нового строительства.
   "Вся розница развивается исключительно на заемные средства, ни одна сеть не могла себе позволить те темпы развития, которые мы видели последние несколько лет, на собственные средства. Все это было на заемные средства. Сейчас кредиты, если еще и есть, то по очень высоким ценам, и рентабельность не позволяет развиваться на такие дорогие деньги", - объясняет генеральный директор сети супермаркетов "Азбука Вкуса" Владимир Садовин.
   Сильнее всего пострадал сектор супер- и гипермаркетов. Крупные проекты сложнее финансировать из-за высокой стоимости и больших сроков строительства. Аналитики прогнозируют, что в следующем году в строй будет введено лишь 50-60% из тех новых проектов, что планировались раньше.
   "Компании просто достраивают то, что планировалось, то, что находится на финальной стадии строительства. Глупо замораживать гипермаркет, который откроется через две недели строительства. Компании просто перестают покупать участки под открытие в 2010 и 2011 годах, и замораживают стройки под открытие во втором полугодии 2008 и 2009 годов. Выходом из этого будет строительство малых форматов типа магазин-дом, причем арендных", - рассказала аналитик "ВТБ-Капитал" Мария Колбина.
   Достроить магазины ритейлерам помогут. Этот сектор официально является одним из приоритетных, подчеркивают в правительстве. Государственные банки продолжат кредитовать розничную торговлю при условии разумного менеджмента со стороны компаний. К примеру, Сбербанк заявил, что будет выделять займы под проекты на стадии завершения.
   Между тем, эксперты уверяют, что заморозка в любом случае – временная. Лицо будущей торговли – это именно гипермаркет. В его пользу – большие площади, широкий выбор и низкие цены. В развитых странах доля гипермаркетов достигает, в среднем, половины всей розницы.