14.10.2008 Продукты в магазинах станут проще Вчера стало известно, что международная аудиторская компания Deloitte and Touch включила ряд российских компаний в список топ-250 мировых лидеров розничной торговли по итогам 2007 года. Таким образом было признано наше достижение – за прошлый год продуктовая розница в стране выросла на 32%. Однако, предупреждают эксперты, торговля вместе с банковским сектором, строительным рынком и тяжелой промышленностью обычно в числе первых принимает удары финансового кризиса. Пустых полок в магазинах, как в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, у нас, слава богу, не будет, это точно. Однако сокращение и некоторое упрощение продуктового ассортимента наверняка произойдет. Некоторые банки уже объявили о прекращении кредитования торговых сетей под низкий процент и начали повышать ставки. Аналитики рынка прогнозируют, что через некоторое время не очень крупные сети объявят себя банкротами, а ритейлеры «первого десятка» начнут их поглощать. При росте издержек и дорогих кредитах цены на продукты, считают эксперты, будут только подниматься. Вместе с тем растет стоимость финансирования отрасли, что будет вынуждать производителей продовольствия повышать цены. Свой весомый «вклад» внесет и ускорение инфляции, ведь стоимость продуктов питания в рознице определяется не только ценой производителя, но и многими другими факторами – расходами на транспортировку, на электроэнергию, на оплату труда. Постепенно будет ухудшаться ситуация с реальными потребительскими доходами, поэтому, вероятнее всего, производители продуктов питания будут ориентироваться на выпуск более дешевой продукции. А деликатесы останутся только в магазинах самой высокой ценовой категории. За последние десять лет потребители привыкли к широкому ассортименту продуктов – то, что когда-то ели только по праздникам, сегодня у многих на столе каждый день. Поэтому вынужденный переход к потреблению «простых» продуктов, как в советские времена, станет для многих шоком. |