13.10.2008 Москва: спрос на бытовые малые предприятия превышает предложение За границей труд часовщиков, металлоремонтников, чистильщиков обуви и трубочистов почетен, востребован и соответствующе оплачивается обществом. В России пока все наоборот. Если при СССР филиалы фирмы "Заря" были в каждом городе и районном центре, то сегодня о подобном мультисервисе не мечтают даже москвичи. Клининговые сервисы и "мужья на час" удовлетворяют лишь малую часть населения. В столице явный дефицит обувных и металлоремонтных мастерских, а расценки на химическую чистку одежды и профессиональную стирку белья пугают даже богачей. В США бытовым обслуживанием населения занимаются тысячи мелких компаний, семейных предприятий и фирм среднего размера. Более 2 млн граждан Америки трудятся именно в сфере быта. Благодаря высокой конкуренции и огромному предложению цены на химическую чистку одежды, стирку и глажку белья, ремонт автомобилей и набивку каблуков в разы ниже российских. Поэтому здесь, как впрочем и в странах Западной Европы, уже давно сформировалась особая культура потребления бытовых услуг. Ввиду их доступности домохозяйки и работающие бизнес-леди, одинокие холостяки и пенсионеры давным-давно не только ветровки и пуховые пальто не стирают дома, но и в прачечную и химчистку тащат детские колготки, мужнины носки и носовые платки. В нашей стране подобный коммунизм закончился почти 20 лет назад. Во времена СССР развитие сферы бытовых услуг являлось одним из основных показателей роста народного хозяйства и стабильного увеличения благосостояния населения. Еще в далеком 1965 году руководство страны организовало специальное министерство бытового обслуживания населения, а также самостоятельные управления бытового сервиса. В 1970 году бытовые сервисы СССР оказывали согласно утвержденным перечням и прейскурантам более 450 видов бытовых услуг на сумму свыше 4 млрд рублей. К началу 80-х годов в сфере быта было зарегистрировано более 300 тыс. предприятий и приемных пунктов, на которых трудились более 1,7 млн советских граждан. Если в США в конце 70-х - начале 80-х годов самыми востребованными бытовыми сервисами были ремонт и мойка автомобиля, то советские люди из "бытовки" более всего жаловали парикмахерские услуги, услуги по ремонту квартир и сложной бытовой техники, а также по ремонту и пошиву одежды. Чем выше благосостояние общества, тем меньше его гражданам хочется стоять у плиты, убираться в квартире, стирать белье и одежду, забивать гвозди в стену. На все должны быть специально обученные люди. Россияне, а в особенности москвичи, давно готовы к нашествию производителей бытовых услуг. В 2000 году среднестатистический россиянин мог потратить на бытовое обслуживание не более 0,7-2% своего ежемесячного дохода. Сегодня почти каждый второй столичный житель рад расстаться даже с 10% своего заработка, лишь бы "добрые" люди избавили его от повинности клеить обои, красить стены, менять краны, стирать белье и одежду и даже просто бегать по магазинам за продуктами. Какова же реальная "бытовая" обстановка? Оказывается, в отличие от стран Запада химчистками и клинингом в нашей стране занимаются отнюдь не "малыши". До 63% компаний, задействованных в сфере мультисервисных услуг, - это крупные и средние предприятия. Семейным компаниям и индивидуалам принадлежит всего 13% этого рынка. При этом в Европе бытовая сфера бизнеса находится в постоянном движении и росте. И здесь плодятся не только трубочисты, к слову сказать, одна из самых почетных и высокооплачиваемых рабочих специальностей в Лондоне. На радость европейских и американских граждан трудятся и высокотехнологичные компании, и рекламные агентства, и дизайнерские бюро. Все они постоянно придумывают новые химические формулы, создают абсолютно новаторское оборудование, разрабатывают и претворяют в жизнь оригинальные рекламные ходы. Казалось бы, в странах с развитой экономикой люди довольно богаты и обеспеченны, а значит, могут позволить себе и новую пару обуви раз в сезон, и новую сорочку раз в неделю. Ан нет, скупые американцы и европейцы бдительно следят за состоянием своих костюмов, курток, туфель и сапог, вовремя меняя набойки, обрабатывая антиводным покрытием и заделывая мелкие трещинки. Наши предприниматели осваивать данный сектор рынка не торопятся. Удельный вес бытовых услуг в общем объеме сервисного обслуживания населения и в 2000-м, и в 2007 годах не превышал 11%. Более того, число ателье (цехов и мастерских), а также ремонтов обуви за годы рыночной экономики сократилось в целом практически в 2-3 раза. В нашей стране бытовое обслуживание населения не очень доходный бизнес. Его рентабельность всего 7-10%. По сравнению с торговлей (от 70% и выше) или производством (не менее 50%) такой показатель скорее разочаровывает, нежели привлекает желающих открыть собственное дело на ниве быта. И секрет тут вовсе не в лени предпринимателей. Например, в Москве стоимость аренды коммерческих площадей на уровне Лондона и Токио. Коммунальные услуги тоже недешевы. При этом в стране полностью отсутствует собственная база для бытового сервиса: нет ни отечественных химических препаратов, ни специального оборудования. Нет и специалистов: ПТУ и техникумы растерялись по дороге из СССР в Россию. Государство не устает говорить о развитии данного сектора экономики, обещает "шоколадные" условия. На деле льготы достаются единичным малым предприятиям. Остальным пионерам бытового дела приходится довольствоваться кабинками на перекрестках и людных улицах да маленькими закутками в переходах метро. Благодаря такой "заботе" зимнее хранение меховых изделий в специально охлаждаемых комнатах, химчистка шуб и дубленок, профессиональная фото- и видеосъемка семейных праздников - удовольствие, доступное лишь 10-15% москвичей. Благодаря крупным компаниям, имеющим серьезные складские и офисные помещения, которые необходимо периодически доводить до блеска, а также любви россиянок к маникюру-педикюру, стрижкам да укладкам, бытовой сервис пока хоть как-то держится на плаву. Ежегодная выручка бытовых предприятий в Москве - от 49 и до 60 млрд рублей. Такие социально значимые и действительно необходимые наименее обеспеченным гражданам бытовые услуги, как ремонт одежды и обуви, часов и бытовой техники, занимают в общем вале бытовых доходов всего 10-12%. Наиболее часто предлагаемые услуги, пользующиеся спросом у уже более обеспеченной публики, - это ремонт и строительство жилья, техническое обслуживание и опять же ремонт автотранспортных средств, парикмахерские и ритуальные услуги. Самыми невостребованными на сегодняшний день услугами являются ремонт и индивидуальное изготовление мебели, а также пошив одежды. Лидерами отрасли стали клининговые предприятия и "мужья на час", они кладут себе в карман ежегодно от 32 и 40 млрд рублей. И это только в Москве. В основном и в столице, и на периферии подобный сервис представлен либо специализированными крупными сетевыми компаниями, либо в качестве дополнительного заработка, но опять же у больших фирм. И тут все логично. Строительство - одна из самых доходных и востребованных услуг. В связи с чем крупные компании, имеющие финансовые, трудовые и материальные ресурсы, постепенно входят и в традиционную нишу малого бизнеса - бытовую. Благодаря собственным наработкам - наличию офисов, дизайнеров, раскрученных сайтов, строитель помимо выполнения крупных ремонтных и строительных заказов начинает монополизировать и рынок мелкого бытового сервиса и ремонта. Компании "Муж на час" увеличивают свои объемы ежегодно не менее чем на 25-30%. Несмотря на довольно кусающиеся цены от 700-1000 рублей за 1 час работы, временные "мужья" очень востребованы. Более того, россиянки постоянно требуют расширения сервиса. Бизнесмены рассказывают истории о том, как им звонили одинокие дамы с просьбой за деньги одолжить их сотрудников для похода в кино или ресторан. Правда, пока "почасовые мужья" эскорт-услуг не оказывают. Доминируют крупняки и сетевики и на рынке клинингового сервиса. Ситуация та же - только большая фирма может позволить себе содержать солидный офис, поддерживать хороший сайт в Интернете, иметь набор самого современного чистящего оборудования, большой штат сотрудников и самое главное - службу безопасности. Непроверенного, взятого с улицы человека убирать чужую квартиру не пошлешь. Маленькие фирмы на данной ниве, как правило, быстро прогорают. Их сотрудников очень быстро вербуют хозяева офисов и квартир. Единожды заказав уборку через фирму, они напрямую договариваются с мойщиками и уборщицами, минуя предпринимателя, содержащего сайт, офис и оплачивающего прочие расходы. А возможности для постоянного обновления штата и мелких фирм более чем ограничены. В таких условиях об освобождении российских женщин от бытового рабства говорить преждевременно. |