09.10.2008 Москва: дорогие рестораны не страдают от финансового кризиса Рестораторы уверены, что этот сегмент заведений общественного питания останется островком стабильности во время финансовых штормов. Однако эксперты убеждены в обратном. Экономить на еде, урезать обычный список блюд в своем меню, оставлять меньше чаевых или просто перестать приходить в любимое заведение клиенты не собираются, уверена заместитель генерального директора ресторана "Гандара" Валерия Белогорская: "Пока никто не перешел на какую-то более простую пищу, наблюдаем абсолютное спокойствие среди клиентов - во всяком случае, что касается их гастрономических пристрастий. Может быть, они беспокоятся по поводу своих вкладов в недвижимость или в зарубежные акции, но в отношении покушать - тут все стабильно". Не бывает и такого, чтобы гости недоедали любимых блюд из-за нервной ситуации на работе. Увеличивать заказы они тоже не стали - никто не стремится наесться впрок. Вот что сообщил администратор Китайского ресторана "Золотой дракон" Игорь Голиков: "Как ходили, так и ходят, если есть постоянные клиенты, значит, так они постоянно и приходят. Единственное, в связи с поставками молока из Китая, которым пугал всех Онищенко, может быть, появится какое-то предвзятое отношение к китайским ресторанам, но вряд ли, потому что все продукты и ингредиенты у нас из Европы". Рестораны в ответ на постоянство клиентов не повышают цены в меню, хотя и отмечают, что некоторые поставщики уже повысили цены на продукты. Есть даже отдельные случаи разрыва контрактов на этой почве. Спрос на обеды в публичных местах будет ослабевать по мере развития кризиса, но не из-за того, что у ВИП-клиентов не будет хватать на это денег, говорит президент Федерация рестораторов и отельеров Игорь Бухаров: "Они просто заняты работой, на которую уходит много времени. Если обратиться к кризису 98-го там была такая же ситуация - сначала все бросились спасать свои деньги, а уже потом продолжали жить в том же ритме, что и жили". Бухаров отметил, что, возможно, некоторые из завсегдатаев самых дорогих мест после кризиса уже не смогут себе позволить туда приходить, но на их место придут новые. Противоположной точки зрения придерживается совладелец сети "Ностальжи", кафе "Шатер" и сети "Грабли" Роман Рожниковский: "То, что касается дорогого сегмента - это будет провал. Что же касается недорогого питания, я думаю, что народу будет не меньше, а может, даже и больше". Он считает, что если кризис разбушуется в полную силу, возможно любители "Кафе-Пушкин" и ресторана "Горки" будут вынуждены променять любимые заведения на Макдональдс и "Грабли". |