03.10.2008  Сотовые операторы скупят розничные сети

   В ближайшее время рынок сотового ритейла ждут большие перемены. Розничные сети могут быть куплены сотовыми операторами. Ускоряет процесс передела этого рынка финансовый кризис.
   «Все сотовые ритейлеры были созданы для того, чтобы продаться сотовым операторам», – недавно заявил директор компании «Диксис» Руслан Филатов. По его словам, основной фактор – насыщение рынка сотовой связи. Сейчас сети получают 70-80% доходов не от продажи контрактов, а от реализации самих аппаратов, что сказывается на доходности бизнеса, подчеркнул Филатов. Он отметил, что модель слияния продавцов и операторов должна появиться и в России.
   Действительно, крупнейшие западноевропейские и американские мобильные операторы имеют свои сети, позволяющие им, к примеру, продавать аппараты «с контрактом» по льготным ценам.
   Однако другие российские ритейлеры пока так не думают. «Наша позиция – в сохранении независимости от операторов», – заявил генеральный директор «Связного» Максим Ноготков. «Сотовый ритейл создавался как самостоятельный бизнес», – заявил бывший совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин. «Ритейлеры задергались из-за кризиса ликвидности, хотя при хорошем расположении точек, персонале и отсутствии избыточной закредитованности продавец может выжить самостоятельно», – отметил Чичваркин.
   Судя по всему, рынок ритейла ждут большие перемены. Напомним, что 22 сентября 2008 года инвесткомпания ANN, подконтрольная Александру Мамуту, приобрела 100% акций крупнейшего российского ритейлера «Евросеть». 23 сентября было объявлено о покупке «группой инвесторов» 25% акций третьего игрока на этом рынке – компании «Цифроград». Стоимость сделки составила $16,7 млн. «Продажа ритейлеров вызвана кризисом ликвидности, который сильно сказался на их малорентабельном бизнесе», – считает аналитик Glitnir Анна Сидорова.
   «Нельзя сказать, что западная модель продаж аппаратов операторами связи – единственно возможная: в условиях насыщения рынка долги продавцов стали для них более ощутимыми, а операторы задумались над оптимизацией расходов», – утверждает аналитик AC& M Антон Погребинский. По данным агентства, уровень проникновения сотовой связи в России в июле 2008 г. составил 121,1%, рост за месяц – 2%.