23.09.2008  Санкт-Петербург: осталось 204 зоны мелкорозничной торговли

   
   Из-за 50 тыс. кв. м земли, которые стали яблоком раздора между администрацией и предпринимателями, у Петербурга складывается имидж гиблого для малого бизнеса места.
   Решение вопроса в пользу малого бизнеса могло бы обойтись городской власти в $25 млн.
   Эта сумма складывается из начальной стоимости участков, ставших очагами напряженности для малого бизнеса в Петербурге. Всего их в городе "ДП" насчитал семь.
   Торговые зоны, или КМРТ (комплексы мелкорозничной торговли), работают в городе с середины 1990-х. Пока в Петербурге не было супер- и гипермаркетов, они восполняли потребность в недорогих и свежих продуктах, встраиваясь в продовольственные цепочки.
   Так, например, фермеры из Ленобласти и соседних регионов поставляли в такие зоны собственную продукцию - мясо, молоко, овощи, фрукты, которую им было затруднительно сдавать в растущие торговые сети, такие как "Пятерочка". В торговых зонах они сами устанавливали правила игры и придерживались их.
   Кроме того (что немаловажно), в торговых зонах отсутствовала плата за вход в бизнес.
   В 2002 г. в городе работало 880 КМРТ - по несколько в каждом районе. В 2008 г. торговых зон осталось 204. Большая часть зон общей площадью примерно 700 тыс. кв. м закрылась, в основном из-за того, что не продлила договоры аренды. Одновременно росло количество торговых сетей. По данным СПб ассоциации малого бизнеса, в сфере потребительского рынка на конец 2007 г. сети контролировали 82% рынка розничного товарооборота в Петербурге. В Москве эта цифра в 2 раза ниже.
   Портрет тех, кто сейчас включился в борьбу с чиновниками, однороден. Это предприниматели, вложившие в 1990-х немалые средства в свой бизнес, создавшие устойчивый потребительский спрос на свои услуги. Просто так отказаться от своего дела они не могут.
   В 2008 г. акции протеста предпринимателей получили новый тренд - они стали проводиться в Москве.
   У протеста две причины: декларированный федеральной властью курс на развитие малого бизнеса и несоответствие этого курса реалиям бизнеса в Петербурге. Вторая причина, по мнению предпринимателей, в том, что администрация города делает расчет на быструю прибыль от сотрудничества с крупными инвесторами. "Городу проще договориться с крупным инвестором и получить быстрый доход в казну", - полагает Сергей Веснов, председатель Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса.
   По мнению бизнес-сообщества, торговые зоны оказались между интересами сетевиков и девелоперов. Сетевики видят в КМРТ конкурентов по ценам и ассортименту. Девелоперы, управляющие торговыми комплексами, рады видеть представителей торговых зон у себя, где арендная плата на порядок выше.
   Земля также нужна застройщикам, а бюджет, в свою очередь, получит больше налогов. "Кроме того, - рассуждает Алексей Третьяков, председатель Ассоциаци малого бизнеса в сфере потребрынка, - в регионе строится шесть автозаводов, и где брать кадры для этих проектов? Потребность в кадрах сегодня, по данным рекрутеров, 1 млн рабочих рук. В малом бизнесе работает порядка 2 млн".