22.09.2008 В следующем году российский рекламный рынок ждет кризис В рекламе все спокойно. После обвала акций российских компаний, бизнес не кинулся сокращать рекламные бюджеты. Объемы продаж остались прежними и цены, как и положено сентябре, повысились. Но долго так продолжаться не может - рекламный рынок просто реагирует на потрясения много позже, чем остальной бизнес. Говорит вице-президент Рекламной федерации регионов, первый заместитель генерального директора компании "Территория ТВ" Елена Пинегина: "Планируется рекламная кампания заранее. То, что выходит сейчас, спланировано год-полгода назад. Я не заметила, чтобы кто-то резко снимал рекламные кампании, как, допустим, это было в 98 году, но что это (кризис) нас догонит – безусловно. Будут пересмотрены бюджеты на следующий год". Признаки близкого кризиса участники рынка фиксируют уже сейчас. Традиционный для осени подъем продаж нарастает не так быстро, как в прошлом году, рассказал гендиректор брендингового агентства BBDO Moscow Турхан Махмудов: "Число интересующихся клиентов сильно не снизилось, но бюджеты, которые обсуждаются, стали более консервативными. Обычно наши клиенты в переговорах закладывали рост продаж на следующий год от 15-20% и выше, и, соответственно, мартовские бюджеты планировались под этот рост. Сейчас рост продаж во многих сегментах планируются 10-15% и не больше". Еще один сигнал - резкий, даже неадекватный рост цен на рекламу, связанную с недвижимостью, говорит партнёр агентства PRStudio Людмила Исковских: "Единственное, что заметно в рекламе недвижимости, - сейчас совершенно нереальные ставки на контекстную рекламу, которые иногда достигают до 200 долларов за переход на сайт. Когда чувствуется, что рынок может упасть - цены повышаются, просто отчаянно на последнем издыхании вкладываются наибольшие средства, и многие агентства этим пользуются, пытаясь урвать последние сливки". Если кризис действительно настигнет рекламный рынок, первыми пострадают мелкие и средние агентства, считают эксперты. У них меньше возможностей перестроиться вслед за меняющимся спросом. А перекос может быть явным, когда клиенты пачками начнут уходить с телевидения на радио или с печати в Интернет. Что касается рекламодателей, то бюджеты под рекламу сократят в первую очередь фондовики и недвижка. |