19.09.2008  Краснодарский край: "Фанагория" прикормит виноградом "Магнит" и "Метро"

   
   ОАО АПФ "Фанагория" первым в крае начало поставки столового винограда в свежем виде в федеральные розничные сети "Тандер" и "Метро".
   В 2008 г. агропромышленная фирма «Фанагория» планирует реализовать через торговые сети 250 из 850 т столового винограда, выращенного на своих угодьях. Оставшийся объем продадут оптовым покупателям прямо с полей, а также на ярмарках и фестивалях вин.
   Виноград после сбора охлаждают в холодильнике, фасуют в пакеты по несколько гроздей и складывают по 5 кг в картонные коробки. На все упаковочные материалы нанесены логотип и торговая марка «Фанагория». В 2007 г. компания купила электронные весы с печатью этикетки, получила в ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН/ГС1 РУС штриховой код на новый продукт.
   По словам Петра Романишина, генерального директора АПФ «Фанагория», потребитель уже не ходит за продуктами, в том числе овощами и фруктами, на рынок и оптовые базы. «Все можно купить в супермаркетах, — говорит он. — Это удобно, так развивается рынок. А мы своевременно отслеживаем тенденции рынка и перестраиваем свою маркетинговую политику в соответствии с ним».
   Для «Фанагории» присутствие в торговых сетях с виноградом собственной торговой марки — также важный маркетинговый ход. «Мы позиционируем себя как компания, производящая качественный виноград. Когда потребитель, купив в магазине фирменный столовый виноград, убеждается, что наш продукт действительно вкусный, у него формируется лояльное отношение и к нашему вину», — говорит Владимир Пукиш, руководитель отдела маркетинга АПФ «Фанагория».
   Пока виноград фасуется вручную в упаковочном цехе, но в перспективе ОАО АПФ «Фанагория» планирует построить упаковочно–сортировочный комплекс для хранения и упаковки столового винограда. Комплекс будет состоять из холодильника на 1 тыс. т, линии сортировки и паллетирования винограда. Это делается также для того, чтобы продлить срок поставок винограда в торговые сети.
   "Торговые сети устанавливают свои условия, с трудом выполнимые для небольших компаний и агрохозяйств. Либо дешево принимают товар, либо берут высокую плату за вход. Немногие хозяйства могут позволить себе такие затраты, даже несмотря на престижность присутствия продукции в супермаркетах. Те магазины, которые принимают сельхозпродукцию от производителей, берут ее в небольших объемах. Чтобы на полках магазинов появился кубанский товар, нужно создать условия для товаропроизводителя",- говорит Татьяна Большакова, руководитель Белореченской Ассоциации крестьянских хозяйств.
   Кубанские агрофирмы реализуют виноград с полей и считают виноделие более рентабельным видом бизнеса, чем продажа столового винограда.
   «Выращивание и продажа столового винограда как отдельный вид бизнеса может быть рентабельным при продажах не менее 3 тыс. т винограда в год, — говорит Симон Черепнин, замгенерального директора ЗАО «Русская лоза». — У компании должна быть своя линия по упаковке и фасовке, а площадь виноградников — не менее 400 га».
   Большинство агрофирм края выращивают столовый виноград в небольших объемах. Продают его во время сбора урожая прямо с поля, оптом и в розницу. По мнению участников рынка, затраты на выращивание, уборку, хранение, фасовку и доставку такой хрупкой ягоды для последующей продажи через торговую сеть слишком высоки и неоправданны для хозяйств, имеющих небольшие площади. «Продавать виноград через торговые сети — рискованно, — говорит Арсен Чидарян, начальник коммерческого отдела АФ «Кавказ». — Ягода не лежит дольше 4–5 дней, это только импортный виноград может храниться неделями. Наш забирают с полей, пока нам незачем идти в супермаркеты». «В супермаркетах — виноград из Аргентины и Турции. И это не потому, что у нас нет возможности выращивать свой, просто мы ленимся развивать это направление, — говорит Симон Черепнин. — Надо продумать маркетинговую программу, проанализировать рынки сбыта. Продажа винограда может быть рентабельной, но на начальном этапе придется смириться с затратами».
   Около 70% покупателей фруктов и овощей в краевых розничных торговых сетях выбирают кубанский товар. Но войти в федеральную торговую сеть местным сельхозпроизводителям сложно.
   "Фанагория" — первая краевая компания, которая выходит в ритейл с кубанским виноградом, — говорит Евгений Крицкий, начальник отдела садоводства Управления по виноградарству, винодельческой промышленности и садоводству края. — И к этому событию они специально готовились: наладили логистику поставок, отработали технологию хранения и фасовки винограда».
   По словам Евгения Крицкого, войти в торговую сеть может далеко не каждая местная компания. Сети пропускают только крупные и известные компании с раскрученными торговыми марками. Из краевых производителей плодов и ягод под условия федеральных торговых сетей подходят только «Сад–Гигант» и «Фанагория». На полках в супермаркетах из всей плодоовощной продукции доля кубанских товаров в основном не более 20%. «В перспективе рассчитываем, что процент присутствия местных производителей в торговых сетях будет увеличиваться», — говорит Евгений Крицкий. По данным Управления по виноградарству, винодельческой промышленности и садоводству края, в 2007 г. предприятиями реализовано 8,5 тыс. т столового винограда, за 8 месяцев 2008 г. — 4 тыс. т.