16.09.2008 Приморский край: рынок фаст-фуда идет своим путем Рынок фаст-фуда хоть и существует во Владивостоке давно, но выйти на уровень международных стандартов, хорошо известных западным городам России, ему пока не удалось. Известные мировые марки, сформировавшие во многом стандарты потребления в этом сегменте общественного питания, к местному рынку интереса не проявляют. Низкая плотность населения при столь дальних расстояниях между городами никак не способствует появлению крупных сетевых компаний. "Макдональдса" региону не видать по меньшей мере ближайшие лет пять, считают игроки местного рынка. А потому и развивают рынок исключительно собственными силами. Несмотря на то, что некоторые игроки присутствуют на рынке несколько лет и сумели за это время создать сети предприятий быстрого питания, сам рынок демонстрирует довольно слабый рост. Компании появляются и исчезают. Уровень рентабельности низкий, говорят игроки, и в отличие от ресторанов высокой кухни, напрямую зависит от количества точек в сети и в первую очередь проходимости каждой точки. Но не самая удачная планировка приморской столицы с ее вечной проблемой парковок сужает выбор удобных мест. Во Владивостоке, уверяют владельцы закусочных, от размещения зависит очень много. Фактически каждая из немногих существующих сегодня сетевых компаний развивает собственный формат. Но их ценовая политика, по сути, мало отличается. Все участники рынка говорят о достаточно дешевом среднем чеке. И все же объемы не позволяют говорить о сколько-нибудь серьезной конкуренции. Рынок пустой, в один голос говорят его участники. Эти пустоты заполняют уличные ларьки с соответствующими только для них стандартами потребления. При этом оценить потенциал рынка Владивостока, саму потребность в предприятиях быстрого питания, не взялся никто. Рынок еще не сформировал спрос, несмотря на присутствие закусочных, предлагающих гамбургеры, сэндвичи, различные салаты, и столовых. В этой ситуации появление нового игрока не может остаться малозаметным событием. "Ройял-бургер", появившийся в этом году, планирует выстроить сеть фаст-фудов из десяти закусочных и кафе. Во Владивостоке на днях открылось второе кафе. Но намерения компании "Инфинити ФФ", которой принадлежит новая гамбургерная сеть, не ограничиваются рынком Владивостока. В ближайших планах Находка, Артем, Уссурийск, Шмаковка, Лучегорск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск. Таких заявок дальневосточный рынок пока не знал. Но не только география проекта выглядит довольно амбициозно. Директор "Ройял-бургера" Евгений ПАК считает, что их компания приносит на местный рынок международные стандарты качества продукта, выработанные многолетним опытом мировых компаний с их неизменным вниманием к уровню обслуживания. Впрочем, разговоры о западных стандартах для приморского рынка фаст-фуда не новость. Им пытались следовать некоторые исчезнувшие сегодня компании. Может быть, поэтому те, кто уверенно чувствует себя на рынке уже несколько лет, предпочитают говорить скорее о местной специфике. Потребитель более требовательный к качеству, чем в многомиллионных городах, отвечают они, поскольку от домашней пищи меньше отвык. Но как бы ни понимали качество сами игроки, очевидно, различные рыночные стратегии только расширяют предложение. При этом разница чувствуется и в выборе сырья. "Ройял-бургер" планирует работать с местным сырьем, несмотря на существующие трудности, связанные с отсутствием у приморских производителей мяса современных разделочных технологий. Впрочем, трудности эти сегодня уже становятся преодолимыми, поскольку в крае появляются сельхозпредприятия, планирующие внедрить здесь эти технологии. Но мясо - это еще не все. Секрет гамбургера, по словам Евгения Пака, в булочке. Но для нее-то и не нашлось местного производителя. Все предложенные приморскими пекарными предприятиями образцы, качественные сами по себе, существующему для гамбургера стандарту не соответствуют. В итоге замороженные булочные полуфабрикаты поставляет сюда московский завод, имеющий специальную американскую линию для "Макдональдса". "Я бы рад и булочки здесь закупать либо выпекать их. Мы закупили хлебо-булочный цех и пригласили специалиста из Москвы. Будем пытаться это делать. Специалисты из Москвы и даже из-за границы - еще один шаг к созданию нового уровня потребления, а вместе с ним и качественно иного менеджмента. Мы полностью заняли западную позицию ведения бизнеса, - говорит Евгений Пак, - рентабельность наша в рамках западных представлений даже выше среднего. Поэтому предполагаем окупить проекта в три года". |