12.09.2008 Санкт-Петербург: бизнес-центры уходят под землю? Эксперты сходятся во мнении, что наиболее перспективные подземные новостройки сегодня - это паркинги в районе метро и многофункциональные торговые комплексы. Перспективы подземного строительства в Петербурге, несмотря на все возрастающее число заявленных и некоторое количество уже реализованных проектов, остаются туманными. Освоение подземного пространства Петербурга выгодно с точки зрения того, что оно дает возможность построить на несколько этажей больше в условиях действия высотного регламента. Также это шанс реализовать проект в историческом центре. Сейчас в зоне охраны объектов культурного наследия вести строительство запрещено. Хотя этот запрет часто приводит лишь к тому, что новостройки называют «реконструкцией». Уходу строительства под землю мешают такие факторы, как достаточно сложная ситуация с грунтами, высокая себестоимость ведения строительных работ, наличие негативного опыта. В Петебурге были случаи, когда из-за появления новых подземных этажей рушились соседние здания. Из-за новизны направления и отсутствия достаточного опыта пока сложно судить и о времени окупаемости подземных проектов. Эта противоречивость ситуации иногда приводит к тому, что многие из заявленных проектов в сфере подземного строительства так и остаются нереализованными. «С учетом петербургских грунтов массовое освоение подземного пространства возможно при двух основных условиях: дальнейшем росте рынка и увеличении стоимости земли в центре города. Также необходимо, чтобы была отработана технология, позволяющая вести подземное строительство с минимальными рисками и умеренными затратами», - считает Игорь Кокорев, старший консультант отдела стратегического консалтинга Knight Frank Санкт-Петербург. Виталий Малых, управляющий проектом ООО «Адитум», уверен, что наиболее перспективными для подземного строительства являются проекты в сфере торговой недвижимости. Другое достаточно распространенное направление - паркинги. Они являются инфраструктурными проектами, необходимыми для нормального функционирования офисного, торгового или жилого комплекса. «Реализация проектов строительства многофункциональных комплексов более перспективна, поскольку минимизирует риски инвестора, чего нельзя сказать о монофункциональных объектах, к числу которых относятся паркинги. Если место для размещения торгового комплекса выбрано удачно, проект подземного строительства будет экономически выгодным», - комментирует Виталий Малых. С коллегой не согласен Алексей Чижов, директор по консалтингу компании Praktis CB. По его мнению, единственный экономически выгодный вариант подземного строительства - это парковки в бойких местах. «Высокие арендные ставки в торговых центрах возможны в двух случаях - элитные бутиковые торговые центры в центре города или мелкая нарезка для малого бизнеса в бойких местах, например у станций метро. Классический, «семейный» торговый центр под землей не окупится», - считает Алексей Чижов. Наличие качественного подземного паркинга становится все более весомым конкурентным преимуществом как бизнес-центров, а так и торговых и жилых комплексов. |